Последняя четверть XVII века. Поволжский мастер, школа Оружейной палаты
Дерево, левкас, темпера, золочение. 79,8 × 56,8 см
Собрание С.В. Урубкова (Москва)
Происхождение неизвестно, приобретена в Москве
Реставрирована до поступления в собрание
Иконография праздника известна в двух основных композиционных вариантах. В первом, симметричном, слева изображаются Мария и Иосиф, держащий в руках клетку с голубями (очистительная жертва), справа – обращенные к ним Симеон и пророчица Анна. Во втором, асимметричном варианте, фигура Анны размещается между Иосифом и Марией, а справа им предстоит Симеон. Младенец Христос в обоих вариантах может быть помещен на руках как Богоматери, так и Симеона. В XVII столетии его обычно писали на руках у Симеона.
В представленной иконе использован второй вариант иконографии Сретения, широко распространенный в иконописи XVII века и почти вытеснивший первый, популярный в древности. Несмотря на устойчивую композиционную схему, иконы на этот сюжет различаются множеством незначительных индивидуальных деталей. Так, на представленном памятнике Богоматерь изображена с покровенными руками, что в XVII веке чаще встречается в произведениях поволжских мастеров, в том числе, состоявших на службе в Оружейной палате. В древней традиции покровенные руки также нередко были у Иосифа. В XVII столетии эта особенность встречается преимущественно в поволжских памятниках, причем клетку с голубями располагали на покровенных руках сверху. Если же его руки писали открытыми, то клетку Иосиф держал в одной из них. В данном случае мастер совместил оба варианта: показал руки Иосифа открытыми, но клетку изобразил стоящей на них сверху, и она необычно повисает в воздухе.
Наиболее близкой иконе иконографической аналогией среди столичных памятников можно назвать образ на тот же сюжет из праздничного ряда иконостаса церкви Покрова в Братцеве работы мастера Оружейной палаты Андрея Ильина 1673 года (ГТГ), которая отличается лишь несколько иной постановкой ног Симеона и Иосифа (они изображены стоящими, а не в шаге) и тем, что Младенец изображен спеленатым.
Одна из интересных индивидуальных особенностей композиции иконы – то, что немного отведена в сторону правая рука Младенца, как будто он благословляет не только Симеона, но и смотрящих на икону.
Икона написана в соответствии с художественными принципами мастеров Оружейной палаты 1680-1690-х годов. Изображение одежд, их складок и разделок еще достаточно условно и традиционно, как и передача глубины пространства. В то же время формы архитектуры ориентированы на западные ренессансные образцы: кулиса на заднем плане представляет постройку с четырьмя арками на колоннах, завершенную куполом, который осеняет все пространство. Такое решение известно с последней четверти XVII века.
Лики выполнены в живоподобной манере, причем мастер демонстрирует высочайшую технику в их написании. Объем ликов передан чрезвычайно мягко, с плавно градуированным цветовым и тональным переходом. Автор уделяет большое внимание передаче душевного состояния персонажей, что особенно заметно в ликах женщин, в которых переданы их внутренняя взволнованность от созерцания происходящего. Такой подход свойственен, прежде всего, поволжской иконописной традиции и ярче всего проявился у костромича Гурия Никитина Кинешемцева.
Икона, судя по ее размерам, входила в состав праздничного ряда иконостаса большого каменного храма.
Эту икону вы можете увидеть на выставке "Иконопись Оружейной палаты из частных собраний" до 4 марта 2018 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев