Именно благодаря ему вы, приходя в лекционно-концертный зал Музея, можете видеть грандиозный фресковый иконостас Благовещенской церкви г. Юрьевца.
Сергей Сергеевич Чураков родился в 1908 г. в семье скульптора, в доме, где царила атмосфера творчества. Вдохновенно трудился отец, создавая произведения, проникнутые глубокими народными традициями. Увлеченно занимались искусством братья, впоследствии художники, скульпторы, реставраторы. Рано проявился талант сестры — тонкого, поэтичного графика. С 1927 г. С. С. Чураков начал свою деятельность в качестве практиканта-реставратора в Центральной государственной реставрационной мастерской, где под руководством крупнейших реставраторов — Г. О. Чирикова, В. О. Кирикова, И. И. Суслова и М. И. Тюлина он прошел большую школу. Вскоре он уже самостоятельно реставрировал иконы.
В 1930 г. принимал участие в снятии фрагментов фресок со стен собора Чудова монастыря (XVI в.) в Кремле.
Работая как реставратор, Сергей Сергеевич изучал технику древнерусских мастеров, постоянно копировал произведения станковой и монументальной древнерусской живописи.
С 1938 г. С. С. Чураков начал внимательно изучать росписи Ростова, Ярославля и Тутаева, особенности искусства мастеров русской стенописи, собирать мотивы древнерусских орнаментов.
В 1949 г. Сергей Сергеевич участвовал в реставрации стенописи Троицкого собора Загорского историко-архитектурного музея-заповедника.
В 1952 году работал над спасением наружных стенописей в Воскресенском соборе Тутаева. В следующем году началась большая работа по снятию стенописей в Благовещенском монастыре Юрьевца, комплекс зданий которого попадал в зону затопления Горьковского водохранилища. Было снято около 50 м² росписей. Фрески следовало отделить от стены и в максимальной сохранности перевезти в Москву. Дело осложнялось двадцатиградусными морозами. В Юрьевце Чураков применил собственный оригинальный метод экстренного снятия настенной живописи и консервирования изображения — очень простой и, как оказалось впоследствии, весьма эффективный. На поверхность стенописей накладывали марлю, смазанную мучным клеем, затем проделывали небольшие борозды в грунте. Штукатурку специальными ножами осторожно отслаивали и заливали под нее воду. Замерзая, вода помогала отделять фрагменты фрески от кирпичной кладки. Их упаковывали в специальные кассеты для перевозки. Снятие фресок, транспортировка, а затем их монтаж в Музее имени Андрея Рублева продолжались более двух лет.
В это же время спасались фрески в другом волжском городе — Пучеже, также попадавшие под затопление; здесь было снято около 80 м² росписей. Церковь Воскресения Христова г. Пучежа, возведенная при Екатерине Великой по благословению новгородского митрополита Иова, и трапезная палата были расписаны известной артелью ярославских мастеров под руководством Дмитрия Иконникова в 1789 г. Пышные барочные фрески, покрывавшие стены и своды церкви и трапезной палаты, наглядно и эмоционально повествовали о евангельских событиях, связанных с жертвенным подвигом Иисуса Христа и несокрушимой силой христианской веры.
Чураков пытался воспрепятствовать планам строительства Горьковского водохранилища — ведь если после затопления в Юрьевце из тридцати памятников оставалось хотя бы шесть, то Пучеж терял все свои древности. Но обращения в органы власти оказались безрезультатны. Впрочем, один результат имел место: была составлена смета на частичное снятие фрагментов живописи на сумму 153226 рублей (в старом денежном исчислении). Чураков располагал двумя подсобными рабочими. Столь малыми силами и средствами ему пришлось спасать столетние фрески. Удалось сохранить лишь сотую их часть.
Согласно заданию Академии Архитектуры СССР Центральная проектно-реставрационная мастерская направила в Пучеж экспедицию, в состав которой входили художники-реставраторы С.С. Чураков и Н.Г. Тилин с помощниками. Согласно программе мероприятий по научной фиксации памятника и снятию фрагментов фресок со стен были выполнены акварельные зарисовки некоторых фресок.
В копиях известного реставратора-исследователя С.С. Чуракова представлены две композиции из трапезной палаты – «Распятие Христово» и «Разорю житницы моя» на тему притчи о богаче. Эти копии, выполненные в уменьшенном масштабе в смешанной технике, с большой любовью и мастерством передали образы, созданные художниками конца ΧVΙΙI в.
С. С. Чураков был тесно связан с Музеем древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Он был одним из тех, кто помогал создавать этот музей, широко осознавая его будущее, его роль в собирании, изучении и популяризации художественной культуры древней Руси.
Для С. С. Чуракова реставрация означала в первую очередь раскрытие всей эстетической ценности памятника, особенностей художественной манеры письма, художественного языка. Он умел искренне радоваться, восхищаться произведениями средневековых мастеров.
В музее находятся отреставрированные им иконы, смонтированные фрагменты стенных росписей. Здесь и грандиозный комплекс фресок Юрьевецкого собора, и иконы XV, XVI, XVII вв. Блестящей работой Сергея Сергеевича является реставрация иконы «Никола Зарайский» (конец XV в.) из г. Дмитрова, поступившей в музей в остро аварийном состоянии.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев