АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ С УЧЕНИКОМ ПРОХОРОМ НА ОСТРОВЕ ПАТМОС
Последняя четверть XVI века.
Средняя Русь (мастерская Троице-Сергиева монастыря?)
Дерево, темпера. 125 × 106,5 см
КП 993
Апостол и евангелист Иоанн Богослов (ум. между 97–117) – автор одного
из четырех Евангелий и Откровения (Апокалипсиса), входящих в состав
Нового Завета. В юности был рыбаком на Генисаретском озере, затем ушел в пустыню к св. Иоанну Предтече, который указал ему на Христа как на Спасителя. Юный Иоанн был одним из самых любимых учеников Христа, взявшего его на гору Фавор одним из свидетелей своего Преображения. Во время Тайной вечери св. Иоанн «возлежал на груди» Христа, а перед Распятием Иисус поручил его заботам свою мать, и Богородица до своего Успения жила в доме св. Иоанна Богослова в Иерусалиме. Затем св. Иоанн отправился проповедовать христианство в малоазийский город Эфес, оттуда был сослан на остров Патмос, где ему было Божественное откровение о конце мира (Апокалипсис). Со слов св. Иоанна оно было записано его учеником Прохором. Свое Евангелие, заметно отличающееся по описываемым событиям от трех других и существенно их дополняющее, св. Иоанн написал позднее, по возвращении в Эфес, где и умер 113-летним старцем. Позднее
возникла легенда, что Евангелие от Иоанна также было написано на
Патмосе, и его подлинник хранится там, а в Эфес была привезена копия.
Одним из самых распространенных вариантов иконографии евангелиста было его изображение диктующим Откровение ученику Прохору на Патмосе. Оно использовалось и в отдельных иконах, в том числе как средник житийных образов, так и в составе Царских врат иконостаса.
Икона из собрания Музея имени Андрея Рублева имеет интересную композиционную особенность: вверху в центре помещено изображение Святой Троицы "рублевского" типа, по сторонам от которой в круглых медальонах представлены Христос и Богоматерь. Очевидно, икона была связана с неким Троицким храмом или монастырем. Весьма вероятно, что она была написана в мастерской троице-Сергиева монастыря. С этой гипотезой согласуется стиль живописи произведения - ориентированный на московскую традицию второй половины
XVI века, но упрощенный по сравнению с ее образцами.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев