Произносить азан внутри мечети порицаемо!
Ученый Ибн аль-Хадж аль-Фаси аль-Малики говорил:
“Произносить азан внутри мечети порицаемо по нескольким причинам:
Во-первых, так не поступали те, кто был до нас и за кем велено следовать!
Во-вторых, азан – это призыв для людей, чтобы они явились в мечеть, поэтому незачем призывать уже тех, кто и так находится в мечети, и те, кто находится у себя дома, не услышат из-за этого азан!
В-третьих, это может стать причиной отвлекания тех, кто совершает добровольные намазы или же поминает Аллаха (внутри мечети)!”
См. “аль-Мадхаль” 199.
Каков истинный азан ‘Усмана в пятницу?
Необходимо отметить, что первый азан в пятницу установил ‘Усман не от нечего делать, а для пользы и нужды, как сообщается об этом от ас-Саиба, чтобы известить людей, живших далеко от мечети о том, что время пятничной молитвы наступило, чтобы люди могли приготовиться к ней пораньше. И азан, который повелел произносить ‘Усман в пятницу, произносился не внутри мечети подряд со вторым азаном в промежуток пять минут, а заблаговременно. Ведь суть этого азана была в том, чтобы напомнить людям, занятым своими мирскими делами о пятничной молитве! Таким образом, если не делать азан заранее, как это было во время ‘Усмана, а в мечети за пять минут до пятничной проповеди, то тогда напрашивается вопрос: "Для чего вообще нужен дополнительный азан и в соответствии с чьей сунной он совершается?" А также необходимо учитывать ту причину, из-за которой ‘Усман внес этот азан. И если этой причины не будет, то нет нужды это делать, тем более делать это в искаженной форме, как это делается в наше время в большинство мечетей.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Это (первый азан) возвращается на усмотрение правителя. И если есть нужда в этом азане по причине многочисленности людей, то его произносят. А если нет, то нет в нем нужды”. См. “Фатхуль-Бари” 8/221.
Шейх Ахмад Шакир сказал: “Они прилагают все силы, чтобы оставить азан, который совершается до выхода имама (для хутбы), тогда как причина этого азана уже исчезла. Ведь в Медине тогда не было, кроме одной соборной мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха). И все люди совершали пятничную молитву в ней. А когда людей стало много, и они могли не услышать азан, который произносился возле мечети, ‘Усман добавил первый азан, чтобы известить о молитве тех, кто был на рынке и рядом с ними. Что же касается нашего времени, то мечетей стало много, на них построены минареты, и люди узнают о времени молитвы по азану с минаретов. И поэтому мы считаем, что этого азана достаточно, и чтобы он был именно при выходе имама, следуя в этом Сунне”. См. “Таликъ ‘аля ат-Тирмизи” 2/393.
Шейх аль-Альбани сказал: “Когда будет узаконенным азан ‘Усмана и следованием ему в действительности? Это будет тогда, когда будет та причина, по которой ‘Усман установил первый азан, а это многочисленность людей и отдаленность их домов от мечети…
Но эта причина не существует практически в наше время, кроме как в редких случаях. Например, в большом городе, переполненном людьми, как это было в Медине, в которой была одна мечеть, и люди собирались в ней. Дома их были далеки и голос муаззина, произносившего азан возле двери мечети не доходил до них. А что касается городов, в которых много мечетей, как например, в городе Дамаске, то человек не пройдет и несколько шагов, как услышит пятничный азан с минаретов. А на некоторых из них или даже большинства установлены микрофоны. И по этой причины воплотилось то, по причине чего ‘Усман добавил азан, а это – известить людей о том, что пятничная молитва началась”.
Шейх аль-Альбани также сказал: “Мы не считаем, что следует однозначно следовать за поступком ‘Усмана без условий. Мы упоминали, что Усман добавил этот азан по логической причине, а это многочисленность людей и отдаленность их домов от мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха). И тот, кто отведет свои глаза от этой причины и вцепится за азан ‘Усмана в любом случае, тот не будет тем, кто следует за ним, да будет доволен им Аллах! Напротив, он будет тем, кто противоречит ‘Усману и добавляет к Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сунне праведных халифов после него! Поэтому, истинное следование за ‘Усманом будет тогда, когда будет причина, по которой ‘Усман добавил этот азан”. См. “аль-Аджуиба ан-нафи’а” 20.
Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Время, которое разделяет первый и второй азан в пятницу – это время, достаточное для людей, чтобы приготовиться к пятничной молитве и отправиться на нее. Так повелел ‘Усман, да будет доволен им Аллах, во время своего правления, когда число людей в Медине увеличилось. Тогда стали произносить азан в месте, называемом аз-Заура, чтобы уведомить людей, чтобы они оставили торговлю, мирские дела и приготовились к пятничной молитве. А второй азан произносится для уведомления о начале пятничной молитвы, а это при выходе имама и когда он сядет на минбар, как это было во время пророка (мир ему и благословение Аллаха). Итак, мы узнали о цели двух азанов. Первый азан для уведомления людей и напоминания, что совершается в раннее время, чтобы люди могли успеть отправиться на молитву пораньше. А второй азан уведомляет о начале пятничной молитвы, когда хатыб пришел и сел на минбар, как было во время пророка (мир ему и благословение Аллаха). И необходимо, чтобы между двумя азанами было время, чтобы от первого азана была польза. А что касается произнесения двух азанов подряд, когда между ними нет времени, кроме нескольких минут, как это делается в некоторых городах, то это стирает пользу первого азана! И не это имел в виду ‘Усман, да будет доволен им Аллах, когда повелел это сделать. От такого азана нет пользы!” См. “Фатауа аль-Фаузан” 2/101.
Шейх ‘Абдуллах ибн Муни’ сказал: “Необходимо знать, что все законоположения шариата построены на причинах, мудрости и целях. Если сейчас мы посмотрим на азан, который есть в Мекке в мечети Харама и в мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха), то увидим, что между двумя пятничными азанами нет временного промежутка, кроме считанных минут, может быт пять минут. Это означает то, что у первого азана нет никакой мудрости и цели! Ведь истинная цель первого азана была в том, чтобы до наступления времени известить людей, чтобы услышавший этот азан пошел домой, приготовился к молитве, совершил полное омовение, надел лучшую из своих одежд и отправился на молитву. А что касается того, что делают сейчас, то от первого азана нет никакой пользы, мудрости и цели. И на основании этого мы говорим, что главы министерства по делам двух Святынь обязаны установить временное разделение между двумя азанами, которое не будет меньше четверти часа, чтобы от первого азана была польза. Это необходимо сделать!” См. “Сахифа аль-‘Указ” 1430 г.х.