Облегчайте (людям) и не создавайте им затруднений
Отправляя Абу Мусу аль-Аш'ари и Му'аза, да будет ими доволен Аллах, в Йемен наместниками, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Облегчайте (людям) и не создавайте им затруднений, радуйте их добрыми вестями и не внушайте отвращение, помогайте друг другу и не разногласьте». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/62 — № 4344, 2345), Муслим (3/1359 — № 1733).
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к исламу)». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (1/163 — № 69), Муслим (3/1359 — № 1732).
В приведенных хадисах содержится как повеление нести людям облегчение, так и запрет на внушение им отвращения, то есть слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, объединяют повеление действия и запрет на его противоположность.
Мудрость этого состоит в том, что человек может нести людям облегчение в некоторых случаях и доставлять им затруднение в других, радовать их в одно время и отвращать в другое. Если бы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ограничился одним повелением облегчать и радовать, то всякий, кто изредка это делает, а в остальное время несет людям трудности, мог бы считаться выполнившим требование религии.
Упомянув же запрет на затруднение и отвращение, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тем самым отверг допустимость создания для людей затруднений в любых ситуациях и со всех точек зрения. То же самое касается его фразы «помогайте друг другу и не разногласьте». Добавление слов «не разногласьте» необходимо потому, что люди могут помогать друг другу в определенных вопросах и разногласить в других, быть сплоченными в одно время и разобщенными в другое.
В этих и других хадисах Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждает благовествовать о милости Аллаха, Его великой награде и обширной щедрости и запрещает отвращение людей от ислама путем запугивания их раз-личного вида угрозами без упоминания о радостном.
Выполнение этих рекомендаций Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дает возможность укрепить в исламе сердца тех, кто лишь недавно принял его, нуждается в мягкости и в отношении к кому недопустима суровость. Соблюдение этих рекомендаций важно также и в отношении детей, чей возраст приблизился к совершеннолетию, и людей, раскаявшихся в грехах и ступивших на стезю праведности.
Все указанные категории людей нуждаются в проявлении к ним мягкости и доброты. Вести их к выполнению предписаний религии нужно мало-помалу, шаг за шагом. Ведь недаром и возложение на людей исламских предписаний происходило не сразу, а постепенно и последовательно.
Если человеку, который встал на стезю покорности или собирается это сделать, предписания религии преподносятся постепенно и в облегченном виде, соблюдение их не кажется ему сложным, и итогом этого, как правило, становится то, что его покорность Аллаху растет и увеличивается.
Напротив, тот, в отношении которого сразу применяется чрезмерная строгость и создаются затруднения, может вообще не встать на путь покорности, либо, встав на него, не задержаться на нем надолго и не почувствовать сладость благочестия.
См. «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (12/41), «Фатх аль-бари» (1/163).
Точно так же и обучение религиозному знанию должно быть постепенным. Вот почему Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к своим сподвижникам с увещеваниями не каждый день, а время от времени, опасаясь вызвать у них скуку. См. «Фатх аль-бари» (1/162, 163).
Мухаммад, да пребудут над ним благословения Аллаха и Его мир, указал своим последователям на каждое благо и предостерег их от всякого зла. Он попросил кары для тех, кто создает затруднения для его последователей, и помолился за тех, кто проявляет к ним мягкость, как об этом сообщается в хадисе от Айши. Это обстоятельство, как ничто другое, должно удерживать мусульманина от создания для людей затруднений и быть для него мощнейшим стимулом к мягкому обхождению с ними. См. «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (12/213).