Добыча «белого золота»
-
По одной из версий, название озера происходит от монгольского «Ускунчик» — «Южное», или «Солнечное», озеро. Другие исследователи полагают, что оно восходит к тюркскому «Баш кунча» — «Собачья голова». За год здесь добывают от 1,5 до 5 миллионов тонн соли. В пищу употребляют молодую белую соль. Желтая многовековая соль используется в промышленности, ей посыпают зимой улицы.
Добывать соль на Баскунчаке начали еще на рубеже старой и новой эры, когда в южных степях вдоль Волги и Ахтубы жили сарматы. В VII—X веках нашей эры соль приносила немалый доход Хазарскому каганату, поставлявшему ее по Великому шелковому пути. В XIII веке Северный Прикаспий стал сердцем Золотой Орды.
В 1250-е годы всего в 100 километрах от Баскунчака, недалеко от современного села Селитренное Астраханской области, была основана столица хана Батыя Сарай-Бату. У берегов Баскунчака татаро-монголы добывали не только соль, но и гипс, из которого строили дома и изготавливали алебастровые изделия.
В XV веке при распаде Золотой Орды Нижнее Поволжье отошло Астраханскому ханству. В 1556 году Иван Грозный присоединил Астрахань к Московскому государству. В руках Москвы оказалось сразу два богатейших месторождения соли — Баскунчак и расположенное в 90 километрах к северу от него озеро Эльтон. «От Золотыя же Орды от реки Ахтубы, против песков Нарымских 70 верст, озеро Ускончак; а в том озере ломают соль чиста как лед», — говорилось в описании к картам российских земель — «Книге Большому чертежу» 1627 года.
В 1630–1632 годах низовье Волги захватило западно-монгольское племя ойратов — предки современных калмыков. Кочевали здесь и другие степные народы. Кочевники периодически нападали на соледобытчиков и торговцев, пленников продавали в рабство в соседние Хивинское и Бухарское ханства.
Государственная добыча соли на Баскунчаке и Эльтоне началась только в 1705 году.
О том, как это происходило, рассказывает Музей истории Баскунчакского солепромысла в поселке Нижний Баскунчак. Зимой рапа замерзала, потому люди работали летом, когда температура нередко достигала 45 градусов. Целый день им приходилось стоять в концентрированном соленом растворе, который разъедал малейшие царапины. Соль отгружалась на берег Волги в повозках, запряженных волами, — фурах.
В 1884 году для доставки груза к Владимировской пристани на Волге от Баскунчака построили железную дорогу протяженностью 76,3 километра. В начале 1920-х годов работавший на промысле инженер Юрий Макаров изобрел и внедрил солесос: агрегат, который перемещался по рельсам, измельчал и всасывал куски соли с рапой. После промывки рапа сливалась обратно в озеро, а соль грузилась в вагоны. Сегодня на добыче работает четвертое поколение машин — солекомбайны.
Источник:
портал «Культура.РФ» вместе с Всемирным фондом дикой природы (WWF)
Фото:
Игорь Р, Надежда Болотина, Ночёвка Виктория, Валерий Смирнов, Курганов Александр / фотобанк «Лори»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2