Во время революции Шмелёв уезжает с семьёй в Алушту, где покупает дом с участком земли. Осенью 1920 года Крым и в том числе г.Алушта были заняты красными частями. Приблизительно в это же время гибнет его единственный сын, двадцатипятилетний офицер царской армии Сергей Шмелёв... Находясь в госпитале, он был арестован. Несмотря на все усилия отца освободить Сергея, был приговорён к смерти.
Это событие, а также пережитый его семьёй страшный голод во время революционных событий в Крыму, привели Шмелёва к тяжёлой душевной депрессии.
Писатель тяжело переживал трагические события, связанные с революцией и военными событиями, и по приезде в Москву, он всерьёз задумывается над эмиграцией. В принятии этого решения активно участвовал И.А. Бунин, который звал Шмелёва за границу, обещая всячески помочь его семье. В январе 1923 года Шмелёв окончательно уехал из России сначала в Берлин, а потом в Париж, где прожил 27 лет.
Шмелёв не мог принять, когда гибнет всё живое вокруг, происходит братоубийственная гражданская война, зло, голод, озверение людей. В связи с этими переживаниями, писатель пишет эпопею «Солнце мёртвых» (1924), где раскрывает свои личные впечатления о революции и Гражданской войне. . Шмелёв рисует торжество зла, голод, бандитизм, постепенную утрату людьми человеческого облика. Стиль повествования отражает запредельное отчаяние, смятенное сознание рассказчика, который не в силах понять, как мог осуществиться такой разгул безнаказанного зла, почему вновь настал «каменный век» с его звериными законами. Рефреном проходит через книгу образ пустых небес и мертвого солнца: «Бога у меня нет. Синее небо пусто…».
Эпопея Шмелёва, с огромной художественной силой запечатлевшая трагедию русского народа, была переведена на многие языки и принесла автору европейскую известность. «Читайте, если у вас хватит смелости...» - сказал о «Солнце мертвых» Томас Манн, и с такой оценкой этого романа сложно спорить. Смелость действительно понадобится уже на первых страницах, однако, даже в этой трагичнейшей книге Шмелев находит в себе силы верить и надеяться на то, что небо прояснится и на смену тьме придет свет.
Роман «Солнце мертвых» принес Шмелёву общеевропейскую известность. К моменту его выхода в 1924 году Шмелёв уже около года жил в Париже.
Творчество первых лет эмиграции представлено в основном рассказами-памфлетами: «Каменный век» (1924), «Два Ивана» (1924), «На пеньках» (1925), «Про одну старуху» (1925). Для этих произведений характерны мотивы критики «бездуховности» западной цивилизации и боль за судьбу, постигшую родину писателя после Гражданской войны.
В произведениях, написанных спустя несколько лет: «Русская песня» (1926), «Наполеон. Рассказ моего приятеля» (1928), «Обед для разных», - на первый план выходят картины «старого житья» в России вообще и Москве в частности. Для них характерны красочные описания религиозных празднеств и обрядов, прославление русских традиций.
В 1929 году вышла книга «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной», посвящённая тяжёлым судьбам представителей русской эмиграции.
В 1930 году был опубликован лубочный роман Шмелёва «Солдаты», сюжетом для которого послужили события Первой мировой войны.
Наибольшую известность принесли Шмелёву романы «Богомолье» (1931) и «Лето Господне» (1933-1948), дающие широкую картину быта старой, «патриархальной» России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья. Эти произведения были весьма популярны в среде русского зарубежья.
В 1931 и 1932 годах был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Для последнего периода жизни Шмелёва характерны тоска по родине и тяга к монастырскому уединению. В 1935 году в печати появился его автобиографический очерк «Старый Валаам» о его давней поездке на остров. Спустя год был выпущен построенный на «сказе» роман «Няня из Москвы» (1936), написанный от лица пожилой русской женщины Дарьи Степановны Синициной.
В 1936 умерла жена Шмелева Ольга Александровна, его верная спутница, и с этого момента он несёт крест одиночества. Это был непоправимый и непереносимый удар для Ивана Сергеевича. Нельзя было даже себе представить, как он будет жить без нее... Тихая, спокойная, вечно работающая, беззаветно любящая, она была другом его жизни, его помощницей, нянькой, сестрой милосердия. Он не умел дня прожить без нее.
И вот... Пришлось жить, болеть, работать годы в полном, горчайшем одиночестве... Только глубокая вера спасала писателя.
Шмелёв страдал тяжелой болезнью, обострения которой не раз ставили его на грань смерти. Материальное положение Шмелёва порой доходило до нищенства. Война 1939—45, пережитая им в оккупированном Париже, клевета в печати, которой недруги пытались очернить имя писателя, усугубляли его душевные и физические страдания.
Шмелёв всегда был добрым, сострадательным человеком. По воспоминаниям современников, Шмелёв был человеком исключительной душевной чистоты, не способным ни на какой дурной поступок. Ему были присущи глубокое благородство натуры, доброта и сердечность. О пережитых страданиях говорил облик Шмелёва — худого человека с лицом аскета, изборожденным глубокими морщинами, с большими серыми глазами, полными ласки и грусти.
«Лето Господне» - пожалуй, самый известный и светлый роман Шмелёва, на написание которого ушло около 14 лет - по праву считается своего рода энциклопедией православной жизни - не столько в том, что касается обрядовой её стороны, сколько в плане чувств и эмоций, которые испытывает каждый человек, едва приступивший к постижению православия.
«В ней, — говорил Шмелёв о своей книге, — я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своём сердце».
Роман «Лето Господне» создавался в эмиграции. Именно здесь впервые возник у Шмелёва образ России прошлой. Как противовес, контраст - и Советам, и чужой Франции. «В прошлом у всех нас, в России, было много ЖИВОГО и подлинно светлого, что, быть может, навсегда утрачено. Но оно БЫЛО,» - писал И. С. Шмелёв.
И вот о том, что было, что «живет - как росток в терне, ждёт» - Шмелев и захотел напомнить русским людям, рассказать русским детям за границей. Показать истинную Россию, нетленный её облик… Чтобы знать: что возрождать, к чему стремиться. А «нетленный облик», русская идея, идеал для Шмелёва - это вера православная. Вера, которая здесь, в эмиграции, осталась единственным напоминанием о России, единственным утешением для изгнанников…была сердцем национальной культуры и стержнем для русской души.
Шмелев написал своеобразный «месяцеслов и энциклопедию замоскворецкой жизни». Автор назвал роман «Лето Господне» потому, что композиционно он построен соответственно годовому кругу церковных праздников. Автор, видимо, долго размышлял над композицией и решил выстроить рассказы так, чтобы они походили на церковный православный календарь, прочитанный глазами ребёнка. Система образов представляет в нём круг, в центре которого мальчик Ваня. Благодаря композиционному построению романа, автору удается решить основную его нравственную задачу: увлечённая мерным движением колеса времени, жизнь человека течёт по кругу, праздники сменяют скорби, но они проходят, и вновь наступают праздники. Этот «круглый мир» и заключает в себе, по мнению автора, смысл человеческой жизни на земле.
"Пути небесные" - этот роман - последнее крупное произведение Ивана Шмелёва. Он посвятил его своей любимой жене. В образе главного героя - инженера Вейденгаммера - описан родной дядя Ольги Шмелёвой. Главная мысль романа, что душа обязательно должна пройти путем страданий, чтобы возродиться к новой жизни. Герои проходят трудный путь духовного развития.
Иван Сергеевич Шмелёв умер в 1950 году в результате сердечного приступа. Смерть писателя, так любившего монастырскую жизнь, стала глубоко символичной: 24 июня 1950 года, в день именин старца Варнавы, который ранее благословлял его «на путь», Шмелёв приезжает в русский монастырь Покрова Божией Матери в Бюсси-ан-От и в тот же день умирает.
Рассказывают, что писатель тихо сидел в трапезной монастыря, тихо заснул... и больше не проснулся. Говорят, такую смерть Господь посылает праведникам, много страдавшим при жизни...
К сожалению, всё творчество писателя после эмиграции в литературе СССР рассматривалось исключительно как антисоветское, с характерной ностальгией «по дореволюционному прошлому».
В наши дни в Россию, на Родину, возвращается интерес к книгам Ивана Сергеевича Шмелева. Так продолжается вторая, уже нетленная жизнь великого русского писателя на родной земле.
Нет комментариев