На этот парад приглашен и Владимир Путин, и дипломаты обеих стран сейчас лихорадочно готовят этот визит. После парада, по протоколу, состоится обед Президента России и председателя Китая. Первый обед руководителя Поднебесной с главой другого государства. И можно предположить о чем на нем пойдет речь.
Несколько лет назад Китай выдвинул концепцию «Один пояс, один путь». Простыми словами, Китай планирует восстановить легендарный «Шелковый путь» и совместно с Россией открыть Северный морской путь, который после развала СССР пришел, мягко говоря, в некоторый упадок.
Россия выступила со встречными предложениями, по словам нашего посла, сейчас просчитывается возможность продлить высокоскоростную магистраль от Казани, через Казахстан до границы с Китаем.
И таких проектов десятки. И все они ложатся в главную идею «пяти связующих элементов» этой концепции: «политическая согласованность, единая инфраструктура, торговые связи, валютно-финансовые потоки, гуманитарное общение». И между строк сухого дипломатического языка — не просто военное сотрудничество, а готовность пролить друг за друга кровь.
США, как показывает история, не любят вот таких мягких, эволюционных геополитических трансформаций, особенно в тех случаях, когда их интересы никто не собирается учитывать. Более того, после успешной реализации этого проекта, у США в зоне безоговорочного влияния на нашем континенте, останется Прибалтика с Польшей, например, и тайное право нагибать в нужную сторону бюрократов из Старой Европы. Что является слабым утешением, после двадцати лет дерзкой джигитовки в мировой политике.
Обострения отношений с единственной сверхдержавой неизбежны, и противопоставить им можно только аналогичный по весу геополитический союз. В реальности, договоренности и теплые отношения политиков в таких союзах — всего лишь пол-дела.
Если народам такой союз не нужен, получится, как писал классик, «гнилая колода Австро-Венгерской империи». Или, в противном, удачном случае, весьма эффективный союз государств с англо-саксонскими корнями и противоречивой, но общей историей — США, Великобритании, Австралии и Канады.
Ни России, ни Китаю для своего союза не нужно выдумывать какие-то особые духовные скрепы. Все прописано в нашей истории, причем — кровью. Нужно лишь перечитать эти страницы.
Старую дружбу ждут новые испытания
Под кинофестиваль «Вечный огонь» китайские власти отвели шикарный кинотеатр Киноархива. Еще за сутки до премьеры, больше половины билетов было выкуплено через интернет, хотя, недоброжелатели предсказывали, что на фильмы будут сгонять госслужащих бамбуковыми палками. Ничего подобного!
В фойе кинозала больше часа не рассасывалась очередь к терминалам распечатывающим электронные билеты. И большинству зрителей было от восемнадцати до тридцати лет. Но были и ветераны, ветераны советско-китайской дружбы. Целый ряд заняли выпускники ивановского «Интердома».
В конце 30-годов, когда война Китая с Японией стала тотальной, СССР эвакуировал детишек китайских коммунистов. Эвакуировал и воспитал. Один из зрителей, представившийся мне как Анатолий Ли, рассказал, что приезжал 9 Мая в Москву и участвовал в акции «Бессмертный полк»:
— Два раза прошел по Красной площади, мне одного раза показалось мало. Когда узнали, что мы китайцы, нам хлопали, дарили цветы… я не ожидал, не ожидал такого. И еще, меня почему-то приняли за сына Мао Цзедуна. А я не стал спорить!
Комментарии 1