Надписи на стенах городских развалин / Фото Георгия Зельмы : РИА Новости
Для Рейха это была катастрофа — военная и моральная. В плен попало более 90 тысяч солдат и офицеров, 24 генерала и, разумеется, фельдмаршал. Поражение под Москвой зимой 1941–1942-го было болезненным и неприятным, сталинградский коллапс оказался смертельно унизительным.
Геббельсовская пропаганда отрицала сдачу окружённых в плен — 6-ю армию в полном составе объявили погибшей, даже устроили в Германии липовый траур. Пощёчина, которую Гитлер готовился дать Сталину, внезапно обернулась тяжёлой оплеухой ему самому…
…Традиционно Сталинградскую битву считают коренным переломом не только в Великой Отечественной, но и во всей Второй мировой войне. И это, разумеется, справедливо с исторической точки зрения. Сделанное под Сталинградом зимой было закреплено под Курском летом, Вермахт навсегда утратил стратегическую инициативу. Однако достаточно ли этих слов — «коренной перелом», — для того чтобы описать всю значимость произошедшего в июле 1942 — феврале 1943-го? Чтобы понять, что именно родилось в тот момент, когда бойцы Чуйкова из последних сил держали три крошечных плацдарма правобережной земли? Когда ударные силы Ватутина и Ерёменко встретились у Калача? Когда над Мамаевым курганом поднялся красный флаг?
Как передать те чувства, которые возникают, когда стоишь у подножия легендарного кургана? Двести гранитных ступеней — как двести дней Сталинградской битвы — ведут к его вершине, где возвышается 87-метровая, если считать с поднятым мечом, в восемь тысяч тонн весом статуя — Родина-мать. Огромная, как наша Родина, несгибаемая, как мощь её защитников, и железобетонная, как воля к победе. Эта, пожалуй, лучшая работа скульптора Евгения Вучетича поднялась над Мамаевым курганом в 1967 году — возводили грандиозную статую восемь лет. Изваянное воплощение победы, наша Самофракийская — пусть без крыльев, зато с головой, — и тут осознаёшь истинный масштаб события, не просто переломившего войну — вросшего в душу и самосознание, записанного на подкорке, ставшего одним из символов национального духа. Недаром само слово «Сталинград» стало и нарицательным, и интернациональным. Нет, недостаточно просто сказать — «коренной перелом»! Исторически справедливо, но недостаточно! Ибо всегда найдутся как желающие принизить нашу победу («мясом завалили», «голыми руками посылали воевать», и прочая, и прочая), так и охотники прикоснуться к чужим лаврам («а вот союзники», «а в это время на других фронтах»)… Да, был тот же Эль-Аламейн, по масштабам сталинградского горнила — «конфликт местного значения», и при всём уважении к памяти союзных солдат — битву, изменившую ход истории, наши бойцы вытаскивали сами. Стоит напомнить ревизионерам, что тогда, в 1943-м, все прекрасно понимали, как выигрывалась эпоха. Вновь обратимся к сборнику «Сталинград. Величайший провал Гитлера», слова журналиста «Таймс»: «Красная Армия — это мыслящая армия, и в глазах ее бойцов вы найдете неугасимое любопытство, многочисленные таланты и способность к самопожертвованию, сталь присущую русскому народу». Или вот книга цитирует британского премьера К. Эттли: «Стоит отдать должное советскому военному командованию. Они создали не армию роботов, а армию мыслящих, инициативных людей». И пусть «коренной перелом» для ревизионеров истории звучит не сильнее, чем «война тутси и хуту». Зато «Сталинград» — понятно на любом языке безо всяких объяснений.
#история
Комментарии 3