Петербургские рынки: своей рыбы полно, а мяса еще не хватает
В этой связи было особенно поучительно провести время на одном из самых престижных муниципальных рынков в центре Санкт-Петербурга, на Мальцевском рынке. Торговцы рыбой были и хорошо информированы, и разговорчивы во время нескольких моих визитов.
Их ассортимент резко изменился после введения эмбарго. Разводимые в Греции дорадо и сибас ушли. Рыба местного происхождения расширила свое присутствие.
Крупнейшее в Европе пресноводное озеро Ладога расположено всего в 40 км от Северной столицы. Сегодня оно стало очень заметным в предложении диких сортов рыбы. Например, таких как сиг, который является любимой озерной рыбой в соседней Финляндии, и большая озерная форель достигающая размера лосося.
Также представлена разводимая форель из Республики Карелия, которая граничит с Ленинградской областью на северном и восточном побережьях Ладоги.
Рыбная промышленность Мурманской области, расположенной в 1000 км на северо-востоке от Санкт-Петербурга, активизировала свое присутствие на рынке Санкт-Петербурга. Она вышла за рамки своей традиционной камбалы и другой не элитной рыбы, и начала поставку горбуши родом с Дальнего Востока.
Горбуша была завезена в эти северные воды в советские времена и сейчас вернулась на рынок в рамках движения по замещению импорта.
Свежие цельные горбуши приезжают в Санкт-Петербург полные икры. Свежая икра также продается на прилавках по доступной цене для тех, кто любит солить красную икру самостоятельно. Это позволяет сэкономить до 80% стоимости по сравнению с консервированной икрой.
Элитная часть рыбных рядов на рынке предлагает старых любимцев: консервированный камчатский краб, черная икра (сейчас она доступна легально), копченые осетрина и угорь. Эти продукты сохраняют свое позиции.
То же самое касается свежей стерляди, которую на рынок Санкт-Петербурга поставляет живьем рыбная промышленность Дагестана, республики на Каспийском море.
Кроме того, появилась и совершенно новая категория рыбы: высококачественная копченая рыба сибирских рек. Норвежский лосось стал далеким воспоминанием. Тем не менее, этого царя выращиваемой в неволе рыбы можно вполне легально получить через нового поставщика. Фарерские острова номинально входят в состав Дании, но не являются членами ЕС. Они пренебрегли антироссийскими санкциями с самого начала.
Конечно, торговцу рыбой не обязательно быть знатоком географии, не говоря уже о геополитике. Но мой торговец с Мальцевского рынка рассказал мне все об отношениях с Фарерскими островами, прежде чем я успел добраться до Википедии. Если я уделил большое внимание рыбе, то это потому, что российская структура потребления изменилась в последние годы и продолжает меняться. Это заметно даже несмотря на то, что продовольственный рынок в целом постоянно претерпевает изменения.
В прошлом отношение местных потребителей к рыбе было скорее похоже на отношение в Сербии, где есть поговорка: «лучшая рыба - это свинья». В российском случае это было оправдано мерзким видом рыбы на прилавках еще с советских времен. И на рынках, и в магазинах розничной торговли можно было увидеть замороженные, «промышленные» сорта рыбы, застывшей в различных стадиях трупного окоченения.
Сегодня прилавки со свежей рыбой распространены не только в центральных муниципальных рынках и супермаркетах, но даже в торговых точках сетевых магазинов в пригородах и в глубинке. Цена сига или горбуши может быть далеко за рамками бюджета большинства потребителей, но средний класс в последнее время широко распространился географически.
По мясу, фруктам и овощам менее очевидно, что на Мальцевском рынке произошла смена поставщиков. По внешнему виду, продавцы за прилавками - либо «представители кавказских национальностей», либо среднеазиаты.
Эта группа продуктов, как в прошлом, так и в настоящем, как правило, поставляется из Азербайджана, Турции или Узбекистана, а не из Западной Европы. Цены высокие, но и внешний вид отличный.
Нет комментариев