Конечно, огромное значение имеет американское влияние на Японию. Тем более сейчас, в ходе конфликта России с США, когда Вашингтон всеми силами пытается поддержать хотят бы иллюзию блокады Москвы объединенным Западом. Токио с большой неохотой присоединился к санкциям – и согласился перенести визит Путина с прошлого года на этот. Если президент России до конца года все-таки посетит Токио, то это будет означать, что японцы стали более независимыми от Вашингтона. Но для внутриполитического успокоения Токио нужно показать, что есть какой-то прогресс в решении территориального вопроса – вот и ведутся все эти разговоры об островах.
Верит ли хоть кто-нибудь в Токио в то, что Путин привезет им не то что четыре, а хотя бы два острова? Конечно, нет – было бы смешно, если бы президент России пообещал вернуть даже два острова в нынешней ситуации. Да, именно в нынешней – потому что в принципе Россия не отказывается обсуждать возможность возвращения двух островов, обещанных в декларации 1956 года. Но что должно произойти для этого?
Япония должна отказаться от претензий на Кунашир и Итуруп – то есть согласиться зафиксировать это в двустороннем договоре. Два этих острова никогда не будут переданы Японии – ни на бумаге, ни в реальности. Японцы смогут приезжать на них без виз, оставаться на постоянное место жительства, бывшие их жители, проживающие в Японии, могут получить различные преференции – многое можно сделать в случае отказа Токио от претензий на Кунашир и Итуруп. Но о возвращении нужно забыть. После осознания этого факта японцы могут рассчитывать на договоренность с Россией о двух оставшихся островах.
Речь не идет о продаже островов – сама эта идея популярна у наших либералов, которые в начале 90-х были готовы отдать вообще все острова, как бы в обмен на обещание инвестиций. Но и сейчас ни сто, ни двести миллиардов долларов не окупят ущерба от продажи Шикотана и Хабомаи – потому что сам факт уменьшения территории России приведет к катастрофическим последствиям как для народного духа, так и для геополитических позиций страны.
Да, Хабомаи – не сакральная для России земля, как, например, Крым. Но пересмотр итогов войны, путь и под благовидным предлогом «обмен двух скал на возрождение Дальнего Востока», привел бы к автоматической актуализации претензий на все территориальные приобретения нашей страны, сделанные после Второй мировой (например, Калининград). Но Хабомаи – это и не заливаемый водой остров Даманский, место боев 1969 года, который в прошлом десятилетии отошел к Китаю после демаркации границ на реке Амур. Там была неурегулированная граница, которую наконец-то совместно установили, а здесь четко зафиксированное в наших законах приращение территории по итогам войны. Родиной не торгуют – даже если этот ее конкретный кусок является недавним по историческим меркам приобретением.
Ради установления мира с Японией два этих острова могли бы стать кондоминиумом – перейти под совместное управление двух стран. Такая форма управления применялась в прошлом, но сейчас почти не используется. Кстати, тот же Сахалин с 1855 до 1875 года фактически и был российско-японским кондоминиумом. Два маленьких острова в случае такой передачи их под частичный контроль Японии стали бы символом примирения двух стран и урегулирования территориальной проблемы, искусственной и во многом поддерживаемой заинтересованными в ее наличии американцами.
Понятно, что подобный вариант мирного договора мог бы быть заключен только в рамках широких договоренностей о стратегическом партнерстве двух стран – включающем в себя как геополитические, так и финансово-экономические обязательства сторон.
Снятие проблемы островов открыло бы в отношениях двух стран действительно новую эру. И, самое главное, наши новые доверительные и стратегические отношения помогли бы обоим народам решить важнейшие для них внутренние задачи. России – ускорить модернизацию Дальнего Востока, а Японии – вернуть себе суверенитет. Не над южнокурильскими островами – а над собственной страной и ее будущим. Этот выбор могут сделать только сами японцы – а Россия готова и подождать до той поры, пока они созреют для подобного решения.
Комментарии 1