В мае 1917 г. анархисты Петрограда провели две вооруженные демонстрации против политики Временного правительства. Примерно тогда же анархистами было захвачено пустовавшее здание дачи Дурново. Здание дачи еще в 1813 г., за 104 года до описываемых событий, приобрел Дмитрий Николаевич Дурново — обер-гофмейстер императорского двора, после чего оно передавалось по наследству представителям фамилии Дурново. После февральской революции здесь разместился штаб Петроградской Федерации анархистов-коммунистов. Фактически дачу Дурново петроградские анархисты превратили в аналог современного «сквота» — самовольно захваченного помещения, которое использовалось для общественных и политических нужд. Помимо штаба анархистов-коммунистов, в даче размещались также правление профсоюзов Выборгской стороны Петрограда, профсоюз булочников, рабочий клуб «Просвет», комиссариат рабочей милиции 2-го Выборгского подрайона, совет Петроградской народной милиции. Однако анархисты чувствовали себя наиболее уверенно и фактически были «новыми хозяевами» дачи. Естественно, что этот факт вызывал большое недовольство со стороны представителей властей, верных Временному правительству. Им не были симпатичны ни сами анархисты, ни их размещение на территории дачи Дурново. Тем более, что анархисты стали все активнее вмешиваться в общественно-политическую жизнь Петрограда, поскольку видели необходимость в продолжении революции и, соответственно, проведении различных политических акций.
Захват «Русской воли» и штаб на даче Дурново
5 июня 1917 г. боевой отряд анархистов из 50-70 человек, под командованием Ильи Блейхмана, прибыл к типографии газеты «Русская воля». Блейхман заявил, что рабочие типографии могут быть свободными от капиталистической эксплуатации, а типографское оборудование конфискуется Федерацией анархистов-коммунистов для нужд дальнейшей революционной деятельности. После того, как руководство газеты «Русская воля» пожаловалось в Петросовет, Исполком Петросовета охарактеризовал действия анархистов как провокационные и наносящие удар по репутации революции. Однако анархисты заявили, что не признают никакой власти — ни власть Временного правительства, ни власть Петросовета. На оборудовании типографии была выпущена анархистская листовка, текст которой имеет смысл привести полностью: «К рабочим и солдатам! Граждане, старый режим запятнал себя преступлением и предательством. Если мы хотим, чтобы свобода, завоеванная народом, не была лжецами и тюремщиками, мы должны ликвидировать старый режим, иначе, он опять поднимет свою голову. Газета «Русская воля» (Протокопов) сознательно сеет смуту и междоусобицы. Мы, рабочие и солдаты, хотим возвратить народу его достояние и потому конфискуем типографию «Русской воли» для нужд анархизма. Предательская газета не будет существовать. Пусть никто не усмотрит в нашем акте угрозу для себя, свобода прежде всего. Каждый может писать, что ему заблагорассудится. Конфискуя «Русскую волю», мы боремся не с печатным словом, а только ликвидируем наследие старого режима, о чем и доводим до общего сведения. Исполнительный комитет по ликвидации газеты «Русская воля»». После того, как анархисты отказались покинуть типографию «Русской воли», власть обратилась за помощью к военным. Операцией по освобождению «Русской воли» руководил сам командующий Петроградским военным округом генерал-лейтенант Петр Александрович Половцов (1874-1964). После того, как отряду правительственных войск удалось выдворить анархистов из типографии «Русской воли», Временное правительство решило освободить и более серьезный объект — дачу Дурново. 7 июня министр юстиции Временного правительства Н.П. Переверзев отдал приказ освободить дачу Дурново. Поскольку на территории дачи, кроме анархистов, как говорилось выше, размещались и местные профсоюзные и рабочие организации, начался большой скандал, вышедший за пределы анархистского движения. В знак протеста против изгнания анархистских и рабочих организаций с дачи Дурново в тот же день 7 июня забастовали четыре предприятия, расположенные на Выборгской стороне. Бастующие рабочие обратились к Петросовету с просьбой не выселять из помещений дачи анархистские и рабочие организации, но получили отказ.
Вторая делегация, отправленная в Петросовет, заявила Исполкому, что в случае попыток выселения с дачи анархисты будут вынуждены оказать вооруженное сопротивление правительственным войскам. Одновременно на предприятия города и в расположение воинских частей Петроградского военного округа были направлены пропагандисты. На следующий день после приказа министра Переверзева бастовало уже 28 предприятий. 9 июня 1917 г. на даче Дурново была созвана конференция, в которой участвовали представители 95 петроградских заводов и воинских частей. На конференции был создан Временный революционный комитет в составе нескольких рабочих и солдатских делегатов. Примечательно, что в состав комитета вошли даже большевики, в частности — делегат от Павловского полка П.А. Арский. Анархисты приняли решение на следующий день после проведения конференции, 10 июня, захватить несколько других типографий и помещений. На 10 июня планировалась большая демонстрация, организаторами которой должны были выступить большевики. Анархисты решили воспользоваться моментом и, пока силы правительственных войск будут отвлечены наблюдением за демонстрацией большевиков, захватить типографии. Однако Всероссийский съезд Советов под влиянием меньшевиков и эсеров принял решение запретить проведение демонстрации, после чего экстренное совещание ЦК РСДРП (б) отменило мероприятие. Таким образом, большевики отказались от народного выступления против Временного правительства, объясняя это заботой о безопасности рабочих, которые должны были выйти на демонстрацию.
Нет комментариев