Нет, это не из серии что Драконы жили на Руси и Россия родина слонов. Тут чистая наука &
Целое столетие российские динозавры играли в прятки с учёными. Кто победил в этой увлекательной игре?
«Российские динозавры, как и змеи Ирландии, примечательны только тем, что их нет», — говорил американский палеонтолог Отниел Чарльз Марш. 120 лет назад он приехал в Российскую империю и с удивлением узнал, что в нашей стране не найдено ни одной кости динозавра.
Это было невероятно. Неужели в самой большой стране мира не было мезозойских гигантов?
Российским ученым не повезло с динозаврами. Эти животные царствовали на планете в юрском и меловом периодах, когда половину нынешней территории России покрывали мелководные моря. В глубине суши бродили стада ящеров. Но их кости не сохранились — они оказались в области сноса осадков, откуда в моря, к местам захоронений, тащило песок и глину. Кости прибывали туда перемолотыми в труху.
Изредка на суше складывались условия, подходящие для сохранения остатков: динозавр тонул в болоте или озере либо задыхался в слоях вулканического пепла. Но такие захоронения были основательно разрушены за прошедшие миллионы лет — по России прошли ледники, срезавшие коренные породы, а затем талые ледниковые воды принялись размывать и ломать окаменевшие кости.
По сравнению с динозавровыми кладбищами Азии и Америки, где кости выкапывали тысячами, это выглядело откровенно скудно: в России лишь одна-единственная кость оказалась динозавровой.
Но это даже не главная причина неудач, которые приходилось терпеть ученым. Все, что чудом уцелело, сегодня покрыто лесами, полями и недоступно для изучения. В отличие от США, Канады и Китая, России не повезло: у нас нет бедлендов — огромных пустынных районов, изрезанных ущельями и каньонами. Все сохранившиеся кости российских динозавров лежат глубоко под землей, добыть их очень непросто. Изредка ископаемые остатки попадаются в карьерах, рудниках, по берегам рек и ручьев. Большая удача, если их вовремя заметят и передадут ученым. Но именно удачи долгое время не хватало.
В конце XIX века в российские музеи изредка привозили обломки костей, которые могли сойти за динозавровые. В гравии, которым мостили курскую дорогу, нашли странные ребра. Из Волыно-Подолии доставили кусок кости. В Южном Приуралье откопали необычный позвонок. Случайно добытое описывали как остатки динозавров, однако позже выяснялось, что это кости крокодилов, морских рептилий, а то и амфибий.
Впрочем, даже таких находок было мало — все они уместились бы в небольшой корзине. По сравнению с динозавровыми кладбищами Азии и Америки, где кости выкапывали тысячами, это выглядело откровенно скудно: в России лишь одна-единственная кость оказалась динозавровой.
Небольшой фрагмент стопы ящера откопали в Читинской области рядом с угольной шахтой. Палеонтолог Анатолий Рябинин в 1915 году описал ее под именем Allosaurus sibiricus, хотя по одной кости нельзя было определить, какому динозавру она принадлежала. Ясно, что хищному, — и это все.
Вскоре нашлись более ценные остатки. Правда, с ними вышло сразу два курьеза.
Однажды амурский подполковник-казак обратил внимание, что рыбаки вяжут на сети странные грузила — длинные камни с дыркой посередине. Рыбаки рассказали, что собирают их на берегу Амура, где размывается высокий обрыв. По их словам выходило, что там весь пляж засыпан каменными костяшками.
Об этом сообщили в Академию наук. Была организована экспедиция, которая прямо перед революцией доставила в Санкт-Петербург более тонны окаменевших остатков. Из них собрали большой скелет, описав его как новый вид утконосого динозавра. Ящеру дали имя «манчжурозавр амурский» (Mandschurosaurus amurensis).
Правда, злые языки прозвали его гипсозавром, потому что многих костей у него не хватало — их слепили из гипса. Череп — самая важная часть скелета — тоже был гипсовым, в нем лишь кусок мозговой коробки был настоящим. Позже стало ясно, что и подлинные кости принадлежат разным видам и родам ящеров. Сейчас манчжурозавров почти никто из палеонтологов не признает. Ирония заключается еще и в том, что кости были собраны на правом, китайском берегу Амура. Так что «гипсозавр» должен считаться не русским, а, скорее, китайским.
Курьез вышел и со вторым скелетом. Ящера выкопали в угольных копях Сахалина японские палеонтологи и назвали сахалинским ниппонозавром (Nipponosaurus sachalinensis). Дело было в 1930-х годах, когда, после поражения России в русско-японской войне, островом владела Япония. Через пятнадцать лет Сахалин вновь стал российским, но динозавр остался «японским». А больше остатков динозавров здесь не находили.
Поиски динозавров в России и Советском Союзе долго оставались безуспешными. Доходило до смешного. В конце 1920-х годов на южные окраины Советского Союза, в казахские степи направилась палеонтологическая экспедиция. «Целый день лошадь шла по бесчисленным костям динозавров», — вспоминал ее участник, палеонтолог и писатель-фантаст Иван Ефремов. Кости покрывали громадные площади в десятки километров. Но ни одного скелета или черепа не нашлось — только фрагменты костей. «Изучать их тогда не умели, никто их не собирал», — рассказывает палеонтолог Александр Аверьянов. Лишь спустя полвека специалисты научились определять вымерших животных по фрагментарным остаткам. Но тогда громадное кладбище динозавров в Казахстане уже было утрачено.
Затем несколько лет советские палеонтологи работали в казахстанских горах Кара-Тау, где залегают слои серых сланцев. Эти горы хранят великое множество отпечатков рыб, растений и насекомых юрского периода. Здесь обнаружили уникальные скелеты древнейших саламандр, черепах, полные отпечатки птерозавров, перо птицы.
Были найдены остатки едва ли не всех обитателей юрского озера и тех, кто населял его берега. И опять — никаких динозавров, хотя юрский период был временем их расцвета…
В первой половине прошлого века на территории России открыли многочисленные захоронения пермских звероящеров, девонских рыб, триасовых амфибий. В палеонтологических лабораториях имелось все, что угодно, начиная от ископаемых насекомых и заканчивая тушами мамонтов. Все, кроме пресловутых дивоящеров — так на русский манер динозавров называл Иван Ефремов.
Лишь в 1953 году палеонтологам по-настоящему повезло.На высоком берегу кемеровской реки Кия близ села Шестаково геологам попался череп и неполный скелет небольшого, размером с собаку, пситтакозавра, которого назвали сибирским (Psittacosaurus sibiricus). Скелет был доставлен в Москву.
В Кузбасс немедленно снарядили палеонтологическую экспедицию, но удача вновь отвернулась от ученых. Никаких остатков они не нашли — вода тем летом стояла высокая, слой с костями был затоплен.
Спустя три года по просьбе Ефремова в Шестаково отправилась экспедиция кемеровских школьников, которую возглавил Геннадий Прашкевич, в будущем известный писатель, поэт, переводчик. Ребята тогда собрали целый ящик костей, но, как выяснилось в Москве, все они принадлежали мамонтам и бизонам. Лишь спустя полвека в Шестакове удалось найти еще несколько динозавровых костей, в том числе громадные, как ведро, позвонки завропода.
Не менее сложно все складывалось и с местонахождениями динозавров на Дальнем Востоке. В 1950-х годах экспедиция Палеонтологического института пыталась найти динозавров в Благовещенске. Раскопки ничего, кроме горстки разрозненных костей, не принесли. Было решено, что кости здесь переотложены: некогда целые скелеты разбило водой, после чего обломки унесло в другое место. На местонахождении поставили крест. Как потом выяснилось — напрасно.
Нет комментариев