Ведь любой наш выбор имеет последствия, с которыми нам иметь дело, и эти последствия приводят не только к изменениям во внешней ситуации - но и к тому, что мы сталкиваемся с переживаниями, которые этими изменениями вызваны. И ведь далеко не всегда они позитивны. Страх и тревога здесь вполне объяснимы и часто естественны. Ведь если, например, решишься на переезд, на трудный разговор об отношениях, на смену работы и так далее - никто же не гарантирует, что всё пройдет хорошо. Вполне возможно что - плохо. Страха может быть много и по поводу гораздо меньших выборов, не несущих столь серьезных перемен, но по-прежнему заряженных ощущением, что я «не переживу», если что-то пойдет не так. Поднять неудобную для партнера тему, признаться в любви (или в нелюбви...), рискнуть поступить так, как не понравится родственникам, провалить выступление... Да даже запостить какое-нибудь непопулярное мнение в соцсетях или вообще начать писать. Страх уничтожает свободу и загоняет нас в узкий коридор решений и поведения, который гарантирует, что мы не будем сталкиваться с чем-то непереносимым. Цена - мы идем не туда, куда хотим, а туда, где страха нет или его меньше.
Внутренняя свобода может обретаться с опытом, который говорит нам: какая бы боль не пряталась за моими выборами, я смогу пройти через нее (будь то боль отвержения, не-встречи, осознания сделанной серьезной ошибки, стыда, вины) - и в конце концов ощутить, что буря улеглась, что душа успокоилась и я обнаруживаю - я пережил те чувства, которые оказались невыносимыми, они закончились (хотя длились долго), а я продолжаюсь, сохраняя возможность для новых, в том числе и позитивных, переживаний. Внутренняя свобода - готовность идти туда, где возможен шторм, следуя за своей траекторией, а не траектории страха (которая есть всегда). И на месте этой бури - я, всегда немного другой, всегда немного обновленный, на некоторое время даже - умиротворенный и успокоенный, потому что не предал себя. Вот такая вот формула свободы...
Таким вот парадоксальным образом моя боль может сделать меня свободнее, дав опыт того, что - всё можно пережить, даже когда кажется на пике боли, что это невозможно. И хорошим подспорьем может быть надежда. Но не та, которая имеет форму убежденности, что что-то будет хорошо, а та, которая, по словам В.Гавела, имеет форму уверенности в том, что что-то в происходящем и переживаемом мною имеет смысл, независимо от того, как оно обернется.
Илья Латыпов
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1