Фото © ТАСС / Акимов Николай, Песляк Владимир
Больше Як-28 Капустина и Янова на позывные не отвечал. Между отказом двигателей и падением самолёта прошло всего 30 секунд. Эти 30 секунд навсегда вошли в историю Берлина.
Так уж получилось, что с разницей в несколько мгновений у самолёта отказали оба двигателя: первый — на высоте шесть тысяч метров, второй — на высоте четыре тысячи метров. Як-28 начал терять высоту. Первые секунды падения Капустин и Янов пытались запустить двигатели с помощью автономного запуска и дополнительной подачи кислорода — тщетно. О себе не волновались, знали — если что, всегда под рукой рычаг катапульты. Главное — нужно спасти боевую машину. Через 10 секунд самолёт провалился в облака.
— Юра, прыгай! — скомандовал Капустин Янову.
Тот после секундного колебания отказался.
— Командир! Прыгаем вместе!
У Янова были причины медлить — в Як-28 пилот и штурман сидели друг за другом, "фонарь" у них был общий. В случае срабатывания катапульты Янова его срывало, самолёт мог провалиться ещё ниже, и у Капустина тогда вообще не было шансов спасти перехватчик.
Когда на высоте три тысячи метров Як-28 выпал из облаков, в кабине замолчали. Под самолётом, покуда хватало глаз, расстилались жилые кварталы Берлина. Устремившаяся вниз 16-тонная машина с полными баками авиатоплива могла стать для берлинцев настоящей бомбой с напалмом. Ни штурман Янов, ни пилот Капустин такого не ожидали — полёт проходил при сильном ветре, очевидно, самолёт снесло на десятки километров в сторону от маршрута.
В этот миг ясно было одно — нужно уводить машину от жилых кварталов, от оживлённых улиц. Но куда? Впереди и справа зеленел пустырь. Капустин направил падающую машину туда, но неожиданно обнаружил, что это не пустырь, не парк — кладбище, на котором в будний день оказалось много народу. Что делать? В этот миг за кладбищем спасительно блеснула водная гладь озера Штёссензее. Можно сесть на воду!
— Прыгай! — в последний раз скомандовал Капустин штурману.
— Нет, командир, — отозвался Янов. — Я с тобой!
Лётчики с неимоверным трудом заставили самолёт сделать "горку" и направили его к озеру. На последних метрах путь перехватчику неожиданно преградила высокая дамба, Як-28 прошёл буквально в нескольких метрах над идущими по шоссе машинами. Выровнять самолёт, чтобы сесть на воду, у Капустина не хватило ни времени, ни высоты. На глазах у сотен изумлённых берлинцев самолёт носом взрезал гладкую поверхность озера и погрузился в воду так, что над поверхностью торчал лишь хвост с красной звездой. Борис Капустин погиб от удара, а Юрий Янов захлебнулся, не сумев выбраться из кабины.
Особый драматизм трагедии придавало то, что советский самолёт упал на территории Западного Берлина, которую контролировали англичане. Дальше началась пляска Запада на костях героически погибших лётчиков.
Пляска на костях
Через полчаса на место падения прибыли советский дипломат, офицер КГБ Георгий Санников и дипломат Виктор Белецкий. На берегах озера уже собрались тысячи зевак. Следом подъехали британцы. Они оцепили место падения самолёта военными и установили щиты, чтобы не было видно, что происходит.
Нет комментариев