Современный чин венчания заканчивается чинами, которые изначально не входили в его состав и совершались не в храме: обряд испития общей чаши (след практики благословлять первую чашу на брачном пиру), троекратное обхождение вокруг аналоя (изначально – шествие в дом новобрачных), снятие венцов и «молитва на разрешение венцов на восьмой день». Последние два чина в древности совершались в доме новобрачных. Снятие венцов, сопровождаемое чтением одной или двух молитв (число и состав молитв в разных рукописях разнятся), происходило по приходе в дом. Венцы оставались в доме новобрачных в течение восьми дней, украшая брачный чертог. На восьмой день священник и родители молодых приходили в дом, читалась «молитва на разрешение венцов», после которой священник забирал венцы
Согласно константинопольским Евхологиям XI–XIII веков, молитвой на разрешение венцов была молитва «Господи Боже наш, венец лета благословивый…», входящая и в состав современного Требника. В некоторых Евхологиях (например, Patmos 104, где «молитва разрешения» читалась на третий день) такую функцию выполняла молитва, начинавшаяся со слов «Чертога (Νυμφῶνα) достигше раби Твои, Господи…» Обе молитвы затем вошли в печатные издания Требника. Последняя молитва, вследствие «исторической опечатки» в греческом тексте, в современных изданиях начинается со слов «Согласная (Σύμφωνα) достигше раби Твои Господи…» В Русской Церкви, вероятно, под влиянием Требника святителя Петра Могилы (святитель Пётр пишет, что молитва на снятие венцов в осьмой день читается «тамо, идеже даже до осьмого дня в венцах неснемлюще ходят») в синодальный период сложилось также и иное понимание чина снятия венцов: молодожёнам следует ходить в венцах в течение семи дней и воздерживаться в эти дни от супружеского общения.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев