». А он ответил так: «Чтобы люди знали, что есть, как рай, так и ад, чтобы знали...»
Юродивый Епифаний Дровняк, более известный, как Никифор Крыницкий – городской сумасшедший, полуглухой скиталец, с несвязной, неразборчивой речью, являющийся, меж тем, одним из столпов того, что искусствоведы называют примитивизмом. Епифаний родился на Лемковщине, на границе Польши, Словакии и Украины в 1895 году, от глухонемой поденщицы. Поскольку отца у него не было, мальчика, унаследовавшего глухоту, хромоту и болезненность, ждали вполне ожидаемые нищета и скитания.
Если бы не эта маниакальная страсть к рисунку, то несчастный так бы и сгинул в безвестности, как ещё один городской сумасшедший Львова, Кракова и Крыницы, где художник в итоге и обосновался. Однако Епифаний-Никифор не только нищенствовал, но и писал, бесконечно писал: на картонках, сигаретных пачках, коробках и оберточной бумаге. Из-под его пера и карандаша выходили на первый взгляд нелепые, примитивные картинки. «Ребенок нарисует в сто раз лучше», – смеялись дворники и гнали метлой маленького хромого дурачка, который раскладывал на тротуаре свою «мазню» и побирался. Впрочем, профессиональным нищим, как вспоминали современники, Епифаний-Никифор не был: не умел, да и не хотел разжалобить честной люд. Сидел на паперти и рисовал, равнодушно раздаривая листочки прохожим.
За душой у него не было ничего, кроме старого сундука, оставшегося от матери (он стоял в доме у дальних родственников) – туда он складывал свои любимые работы – и бесчисленных дворняжек. Целая стая неизменно сопровождала Епифания-Никифора, куда бы он не пошел. Ещё имелись мольберт и краски. А больше ничего не было.
В свойственной ему манере художник изображал святых, Херувимов и Серафимов, самого Христа и евангельскую историю. Нередко рисовал церковные службы и... себя в митрополитском облачении. Говорил, что он: «Епископ Епифаний». Когда не было красок – писал простым карандашом. Получались целые книжицы, исписанные сюжетами богослужений. Сам Епифаний-Никифор называл их молитвенниками и истово молился по ним в церкви. Вот так и жил человек: с виду – городской сумасшедший, нищий бродяга с изъеденным грибком лицом, а на самом деле — тонко чувствующий мистик-юродивый, обитавший в таких заоблачных далях, которые и не снились мещанам, бросавшим в его шляпу монеты.
На Крыницком бульваре, где он имел обыкновение побираться, время от времени появлялись рисунки, обличающие пороки земляков. Вот – продавщица мяса горит в аду за обвес покупателей, а вот – пекаря-еврея варят в котле за некачественный хлеб.
Однажды жители Крыницы узнали, что оказывается, дурачок, который десятилетиями мажет какую-то чепуху на листочках – один из великих живописцев современности. В 1960-х годах Крыницкого заметили критики, железный занавес уже опустился, но ряд его картин всё-таки удалось вывезли во Францию. Там они произвели настоящий фурор.
По такому случаю за Крыницкого взялись власти: выделили ему квартиру и пенсию. В Кракове консилиум врачей сделал однозначный вывод, что бездомный художник Епифаний Дровняк – умственно отсталый, а значит нуждается в уходе и государственной поддержке. Дали даже официального опекуна. Им был назначен художник Мариан Влошинский, позже ставший единственным другом Крыницкого, который не оставит гения до самой смерти.
К этому времени примитивист уже страдал запущенным туберкулезом и вскорости умер. Это случилось в 1968 году. Примерно в это же время другой знаменитый лемок Энди Уорхол нарисовал свой банан и легендарную банку супа (Энди Уорхол, поп-идол ХХ века, нарисовавший банку супа «Кэмпбелл», диптих Мэрлин Монро, банан и все такое прочее. Его влияние на современность неоспоримо, не случайно же, пресловутую банку с супом продали аж за двадцать четыре миллиона долларов). . Вот так небольшая, в общем-то, Лемковщина подарила миру сразу двух полярных художников. Один – король великосветских нью-йорских тусовок, долларовый миллионер в лосинах, создавший все так называемое «современное искусство». А второй – тихий дурачок, рисовавший святых и Христа на обрывках газет и папиросной бумаге.
Вродной Крынице имя Епифания чтут: там музей его имени, на могиле художника никогда не увядают цветы, а на бульваре, где побирался художник, теперь стоит памятник в его честь. Надпись на монументе гласит: Памятник «Никифору»-Епифану Дровняку – самому известному жителю города.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев