Часть 2. ПЕРВАЯ ЛИНИЯ.
Видимо, технические возможности строительства линий и запуска троллейбусного сообщения в городе появились в конце 1953-го – начале 1954 года. И хотя Ворошиловское троллейбусное управление было создано только 28 мая 1954 года - тогда было принято решение Ворошиловского городского совета «Об организации троллейбусного управления при Ворошиловском отделе коммунального хозяйства», имеется фото Ю.Семенова за февраль 1954 года, когда в городе стали активно устанавливать столбы для крепления троллей (троллейбусных электропроводов).
Официальной датой начала эксплуатации троллейбусов в Алчевске считается 25 сентября 1954 года, хотя высказываются обоснованные утверждения, что это произошло 26 сентября. В городской газете того времени была размещена статья «Вступила в строй первая очередь троллейбуса», в которой, в частности, сказано: «Прошлое воскресенье, пассажиры, ожидавшие на остановках автобус, были приятно поражены. Вместо курсировавших ранее по маршруту улицы Щорса, Буденного, Кирова автобусов здесь появились новенькие машины – троллейбусы «МТБ-85». В 12 часов дня 26 сентября вступила в строй первая очередь троллейбуса». Автором этих строк допущена ошибка в части марки троллейбуса. Это были «МТБ-82Д».
А.А. Ямковой пишет: «Желание сделать как можно быстрее жизнь города благоустроеннее, вынуждало иногда директора завода (Гмырю П.А.) идти на риск конфликта с большим руководством. Многим жителям города известно, что Алчевск, вторым в Донбассе, после Донецка, - получил в 1954 году удобный вид транспорта – троллейбус, но не всем известны драматические подробности этого события. Проблема заключалась не в приобретении троллейбусов (вагонов), а в отсутствии дефицитных троллей (проводов). Начальнику ОКСа завода А.И.Скорику удалось достать где-то достаточное количество троллей – будто бы для мартеновского цеха (видимо, по территории завода предполагалось движение поездов на электротяге между домнами, мартеном и прокатом – прим. авт.). Началась подготовка к сооружению троллейбусных маршрутов. В Министерстве узнали об этом и приказали троллеи немедленно вернуть для нужд других городов. Назревал скандальный конфликт.
- И на что вы только рассчитываете, Петр Арсентьевич? – интересовались любопытные у директора завода.
-Не меньше, чем на строгий выговор. Простой у меня есть – за кинотеатр «Металлург» - и в шутку и всерьез отвечал Гмыря.
В Алчевск была направлена специальная комиссия, чтобы троллеи забрать. Тогда Скорик со своими людьми за ночь растянул троллеи по деревьям вдоль улицы Кирова. А свойство у троллей такое, что сворачивать их уже нельзя…
Скорик был снят с работы, троллейбус в Алчевске пошел, а через некоторое время П.А. Гмыря сумел Скорика на работу вернуть. Инцидент был исчерпан. Петру Арсентьевичу он стоил немалых нервов».
Другой источник уточняет: «Из очередной поездки за стройматериалами А.И. Скорик привёз несколько километров троллейбусных проводов. В это время идёт восстановление и строительство троллейбусных линий в Сталино. Министр чёрной металлургии Тевосян, узнает, что в Алчевск отправлены троллеи и приглашает Гмырю П. А. и Скорика А. И. к себе, чтобы они передали весь материал Донецку. Но Гмыря П. А. уверил его, что весь материал уже использован».
По мнению автора, здесь кое-что недосказано. Так, известно, что троллеи, которые использовали в Алчевске, ехали на ж/д платформах через станцию Алчевское в Донецк. Так как Донецк был областным центром, все уверения Гмыри в сторону облисполкома и облпарткома, что в Алчевске уже все готово для запуска троллейбуса: дороги, столбы, создано троллейбусное управление, не увенчались успехом. Алчевску обещали запуск позже. И вот здесь наступил самый рискованный момент. Гмыря приказал Скорику снять троллеи с ж/д платформ на станции, делая некое предположение, что они пришли для завода. Когда об этом узнали в Луганске, Гмырю вызвали в облпартком и категорически приказали вернуть троллеи, и вот здесь Гмыря заявил, что это невозможно сделать, так как их уже развесили по улицам города. В это не могли поверить и создали комиссию, которая назавтра должна была приехать в Ворошиловск для составления акта о фактическом состоянии вещей.
Ремарка. Гмыря очень уважал Тевосяна, и это было взаимно. Сообщить тому, что «весь материал уже использован», это значит, на тот момент, соврать. Скорее всего, на Тевосяна тоже давили по партийной линии, но Гмыря сказал ему честно, все как есть. После получения негласного согласия, он, Гмыря, взял всю ответственность на себя.
Гмыря вызвал Скорика, и, автор уверен, что в курсе был и председатель горпарткома, и, посоветовавшись, решили растянуть троллеи по имеющимся столбам вдоль улицы Кирова. Вызвали людей и всю ночь до приезда комиссии, развешивали троллеи по имеющимся столбам, а кое-где и по деревьям.
Утром в город приехала комиссия и ей показали, что троллеи уже висят и подключены (хотя это была видимость, их просто «по-черному» закрепили). Комиссия вынуждена была составить акт, что троллеи уже подключены и «скрепя сердцем» согласились с запуском в Ворошиловске троллейбуса даже раньше Луганска ( там троллебйс появится только через 8 лет - в 1962-м). Машины (вагоны) идущие изначально на Донецк, были перенаправлены в Ворошиловск: 4 пассажирских вагона и один технический МТБ-82Д.
Далее процитируем газету 1954-го года: «Маршрут первой очереди проходит по наиболее заселенным районам Ворошиловска. Большое удобство троллейбусное сообщение принесло металлургам и другим трудящимся города. Не секрет, что ходивших прежде автобусов для обслуживания всех пассажиров, особенно в часы наплыва не хватало. Теперь высвободившиеся автобусы используются для дальнейшего улучшения внутригородского транспорта на других маршрутах.
Монтаж троллейбусной линии вели трудящиеся отдела капитального строительства завода им. Ворошилова. Труженики окса вложили много стараний в установку силовой линии, подготовку трассы, оборудование остановок, троллейбусного парка и т.д.
Троллейбус начинает работу с 5 час. 30 мин. Утра и курсирует до 1 часа ночи. График рассчитан так, чтобы к каждой из 11 остановок вагон подходил каждые 5-7 минут. В дальнейшем руководители троллейбусного хозяйства города думают сократить это время до 5 минут.
В первый же день эксплуатации троллейбусной линии было перевезено более 7000 пассажиров. На следующий день пассажиро - перевозки достигли 10,5 тысяч человек…
Уже в этом году намечено осуществить ответвление от основной линии по ул. Красных Партизан до площади у главного входа коксохимического завода…
В 1955 году намечено осуществить монтаж троллейбусной линии второй очереди. Она пройдет по ул. 1 Мая, Богучарского, Коцюбинского до конца Васильевского поселка».
Уточним для современного читателя: первый маршрут запустили от старого депо по ул. Тельмана до металлургического завода. Троллейбусы следовали от кольца возле депо по ул. Кирова, далее по ул. Ворошиловградской (ныне ул. Луганской) и нынешней ул. Коммунальной до транспортной проходной металлургического завода, где было построено кольцо. Там и сейчас сохранились некоторые артефакты существования троллейбусного кольца.
Первых водителей обучали в Киеве, Одессе и Сталино (Донецке). Позже, новых водителей будут обучать уже на месте.
Продолжение следует…

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5