"Мы всё равно мертвецы!" "Фантомасы" из Ростова
Мартовским утром 1973 года сотрудники ростовского ЦУМа готовились к открытию магазина.
Никто не обращал внимания на двух мужчин в плащах, которые неспешно прогуливались по первому этажу. Ровно в 9:15, когда инкассаторы вошли в здание с сумками, мужчины сорвали с лиц платки и выхватили автоматы собственного производства.
"Всем лечь! Это ограбление!" – прозвучал голос, от которого кровь застыла в жилах у десятков людей.
Так началось одно из самых дерзких преступлений в истории советского Ростова-на-Дону. Никто тогда не знал, что за масками скрываются братья, которые уже пять лет держат в страхе весь город.
Рождение преступников
История братьев Толстопятовых началась задолго до их кровавой славы. Вячеслав и Владимир родились в обычной рабочей семье Ростова-на-Дону в 1940-х годах. Отец работал на заводе, мать – медсестрой в городской больнице.
Старший брат Владимир всегда был заводилой во дворе. Крепкий, физически развитый, он рано понял, что кулаками можно решить многие вопросы.
Младший Вячеслав отличался умом и хитростью. Именно он станет впоследствии мозгом преступной группировки.
Первые проблемы с законом начались у братьев в конце 1950-х. Драки, мелкие кражи, хулиганство.
В 1961 году Владимир получил первый срок за разбой. Три года колонии не исправили его, а лишь озлобили и научили выживать по законам криминального мира.
Встреча, изменившая всё
В тюрьме Владимир познакомился с человеком, который станет ключевой фигурой в их будущей банде – Сергеем Самасюком.
Это был опытный уголовник, уже отсидевший два срока за грабежи. Самасюк обладал ценными знаниями: он умел планировать операции, знал слабые места охранных систем и, что самое важное, не боялся рисковать.
"Вся проблема современных воров – они думают мелко", – говорил Самасюк своим сокамерникам. – "Надо бить по-крупному, быстро и уходить без следа. Тогда менты будут только за головы хвататься".
Эти слова запали в душу Владимиру. Он понял: если действовать умно и дерзко, можно жить припеваючи, пока милиция топчется на месте.
После освобождения в 1967 году братья Толстопятовы жили отдельно от матери, снимая квартиру в рабочем районе.
Они редко навещали родительский дом – мать не должна была знать, чем занимаются её сыновья. К этому времени к ним присоединился Владимир Горшков, друг детства братьев, такой же отчаянный и готовый на всё ради лёгких денег.
Подготовка к большому делу
Зимой 1967-1968 годов в подвале дома на окраине Ростова появилась необычная мастерская. Вход в неё был замаскирован гениально – за поворачивающимся на специальных петлях зеркалом.
Случайный человек никогда бы не догадался, что за отражением скрывается целый оружейный арсенал.
Вячеслав Толстопятов оказался талантливым самоучкой-конструктором. Используя чертежи из технических журналов, детали от станков и собственную изобретательность, он создал настоящее оружие.
Четыре револьвера системы "Наган", три автомата по типу ППШ, несколько гранат и даже самодельные бронежилеты из листовой стали – всё это было изготовлено вручную.
"Мы работали по ночам, – позже показывал на следствии Горшков. –
Вячеслав был одержим идеей создать идеальное оружие. Он говорил, что фабричное можно отследить, а наше – никогда. И он был прав".Помимо оружия, банда готовила маски из капроновых чулок, перчатки, тёмную одежду. Всё продумывалось до мелочей. Вячеслав лично изучал маршруты инкассаторских машин, расписание работы магазинов, расположение милицейских участков. Он составил подробные карты города с отмеченными "горячими точками" и путями отхода.
Первая кровь
Весной 1968 года "Фантомасы" – так их прозвали в милицейских сводках за маски из чулок – совершили первое ограбление.
Целью стал небольшой ювелирный магазин на центральной улице. Операция прошла молниеносно: двое в масках ворвались внутрь, третий остался снаружи на подстраховке.
Менее чем за две минуты они вынесли драгоценностей на несколько тысяч рублей – по тем временам огромную сумму.
Нет комментариев