В записной книжке Толстого есть рассуждение о жизни и творчестве:
«Толпа хочет поймать всю истину, и так как не может понять ее, то охотно верит вымыслам.
Гёте говорит: истина противна, заблуждение привлекательно, потому что истина представляет нас самим себе ограниченными, а заблуждение — всемогущими.
— Кроме того, истина противна потому, что она отрывочна, непонятна, а заблуждение связано и последовательно».
«Энергия заблуждения» – известное выражение Л.Н. Толстого из письма Страхову 1878 г.: «Все как будто готово для того, чтобы писать – исполнять свою земную обязанность, а недостает толчка веры в себя, в важность дела, недостает энергии заблуждения, земной стихийной энергии, которую выдумать нельзя. И нельзя начинать».
Многие литературоведы пытались понять и истолковать эту метафору Толстого.
Б.М. Эйхенбаум интерпретировал энергию как указание на зависимость движения событий в мире (энергия понята исключительно как движение) от деятельности писателя.
И действительно, то, что в молодые годы казалось Толстому правильным (например, отношение к семье), в зрелый период представляется уже не таким однозначным.
В.Б. Шкловский в одноименной книге уже относил заблуждения не к инстинкту, а к строению знания: заблуждения – это продуктивная ошибка, оживляющая человечество, позволяющая человечеству и дальше искать смысл жизни.
Здесь уже действует не писатель, а все человечество.
Чтобы понимать эту метафору Толстого, прежде всего нужно отказаться от привычных ошибочных отождествлений энергии с движением, избыточной активностью или зарядом.
Поиск практически никогда не даёт гарантированных решений.
Толстой сам чувствует своё заблуждение, сам себе не верит, и осознание заблуждения толкает его пересоздавать уже созданное снова и снова.
Например, приступая к теме, Толстой не знает, что у него получится, и в итоге рождается произведение, не соответствующее первоначальным замыслам.
Особенно это ярко выразилось в желании написать роман о падшей женщине Татьяне Ставрович - «Молодец баба», но получился сложный психологически противоречивый текст о семье, о счастье, о любви и смерти.
Важность энергии заблуждения в создании образов тут очевидна. Например, от варианта к варианту меняется моральная оценка Анны Карениной: от некрасивой и неграциозной героиня становится очаровательной.
«Анна Каренина» – это художественная исповедь Толстого, его понимание нравственных законов, общественной морали, в целом жизни.
Толстой-художник с присущей ему силой образного видения сравнивает две любви, ставя их рядом и противопоставляя друг другу.
Физическую любовь Вронского и Анны (бьющуюся в тисках сильной чувственности, но обреченную и бездуховную) и подлинную, истинно христианскую (как ее называет Толстой) любовь Левина и Кити, тоже чувственную, но при этом исполненную гармонии, чистоты, самоотверженности, нежности, правды и семейного согласия.
Нет комментариев