Однокурсники Т. Конюхова и Ю. Белов в фильме "Ты не один", 1963 год
А теперь о психушке.
Юрий Андреевич никогда особо не скрывал, что провел там несколько месяцев. Это произошло в 1964 году, когда он снимался у Эльдара Рязанова в фильме «Дайте жалобную книгу», а параллельно играл одну из главных ролей в комедии А. Файнциммера «Спящий лев».
«Слухи о том, что Юрий психически болен, спровоцировала неприятная история, - рассказывал друг семьи режиссер Александр Орлов. - Он тогда достаточно много снимался, был очень популярен.
Много поездил по заграницам, где представлял свои фильмы на фестивалях.
В те времена, по его собственным рассказам, Белов любил выпить, а выпив - поговорить.
Однажды на посиделках в ресторане Дома кино Юра позволил себе какие-то неосторожные слова о Хрущеве: мол, Никиту Сергеевича скоро снимут. Просто сболтнул, не подумав о последствиях.
Кто-то из тех, с кем он выпивал, на Белова и донес. Через несколько дней его вызвали, так сказать, в компетентные органы».
«Задавали вопросы: «Откуда вы знаете? На Хрущева готовится покушение?», - вспоминал актер, режиссер, народный артист России Александр Панкратов-Чёрный. - А Белов все: это хохма, хохма, хохма. – «Так вы что, ненормальный? Вы над Никитой Сергеевичем смеетесь?»
Александр Орлов: «Дело приобрело серьезный оборот - Белову грозил тюремный срок. Надо было спасать любимого артиста, и люди, которые занимались его делом, нашли, как им тогда казалось, хороший выход из сложившейся ситуации: его объявили невменяемым и отправили ненадолго в психиатрическую клинику».
Татьяна Конюхова: «Среди чекистов тоже имелись поклонники актера Белова, поэтому ему срочно придумали диагноз «шизофрения» и положили в психиатрическую больницу, спасая от тюрьмы».
«ЧТО-ТО В ЮРЕ НАДЛОМИЛОСЬ»
Выйдя из больницы, Юрий Белов столкнулся с новой реальностью: актер, которого совсем недавно даже мэтры мечтали заполучить в свои картины, вдруг стал никому не нужен.
Почти за четыре года – ни одного предложения. Перестали приглашать на концерты и творческие вечера. Единственный источник дохода – зарплата в Театре киноактера, но и там Белов ничего не играл.
Полный вакуум. И это в самом расцвете, ведь актеру еще нет 40.
По словам коллег, после «лечения» он действительно сильно изменился.
Татьяна Конюхова: «Что-то в нем надломилось. А тут еще и в кино почти перестали приглашать – мало кто из режиссеров решался брать на роль то ли диссидента, то ли душевнобольного. С каждым годом он все больше погружался в себя. Оттаивал лишь в компании институтских друзей, которых вместе с женой, Светочкой Швайко, частенько принимал у себя дома».
Комментарии 1