Б. Новиков и П. Вельяминов в фильме "Тени исчезают в полдень", 1971 год
Кстати, и для этой своей роли скрытого врага советской власти, жившего под чужой личиной, актер использовал немало собственных находок - в мимике, жестах, репликах.
Поэтому и образ получился столь колоритным и ярким!
«Сучат тут ногами всякие, словно их за голые коленки щупают!», «Пойдут теперь девки, мальчики. Мальчики пойдут... девки... вот», «У них своя свадьба, у нас - своя!»
И, конечно, самая знаменитая: «Загремишь под панфары!»
«Тени исчезают в полдень» мы снимали долго, и в дождь, и в холод, – вспоминал режиссер картины Владимир Краснопольский. – И если для роли Новикову надо было добавить каких-то шуток-прибауток, не прописанных в сценарии, он обязательно вставлял их, не забывая согласовать с автором сценария. Он создавал вокруг себя ауру правды. Не просто играл роль, он жил в ней».
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО «ПОДСУДИМОГО»
В театре Сатиры Новиков отработал 9 лет и сыграл немало заметных ролей. Самыми известными стали, например, Пустославцев - в «Гурии Львовиче Синичкине», Аптекарь - в «Интервенции», Антонио - «Женитьбе Фигаро».
Тесно дружил с Анатолием Папановым.
Но, как говорится, «ко двору пришелся», а «своим» так и не стал.
И все равно - сколько бы еще ярких персонажей сыграл Борис Кузьмич, если бы не сахарный диабет и не его «лечение» известным народным способом, в котором он, как утверждают, иногда усердствовал.
«Боря был пьющий, опаздывающий, не приходящий на спектакль, - вспоминал в своей книге «Склероз, рассеянный по жизни» Александр Ширвиндт. - И когда его вызывали на партбюро, хотя он не был партийным, то устраивали ему порку, чтобы потом взять на поруки и оставить в театре.
Основным обвинителем была член партбюро Татьяна Ивановна Пельтцер. Она говорила: доколе, нет сил терпеть, он позорит театр.
На одной из разборок, когда дали последнее слово «подсудимому», он обещал, что больше это не повторится, и закончил свою речь так: «А вы, Татьяна Ивановна, мне надоели. Вас все боятся, а я скажу прямо: «Имейте в виду: вас никто не любит, кроме народа».
Диабет, огромная популярность в кино, «любовь к собственным недостаткам» и душевная болезнь (психическое расстройство) единственного сына Сергея, забота о котором требовала больших усилий, денег и внимания, привели к тому, что в 1972 году Борис Новиков навсегда ушел из репертуарного театра и сосредоточился на кинематографе.
Тем более, что там он был нарасхват.
Комментарии 4
Главный шедевр Бориса Новикова - конечно, Василий Тёркин.
Недаром Твардовский плакал на премьере спектакля.
Все его сыгранные роли, пусть и эпизодические - настоящие бриллианты актёрского мастерства.
Для меня лучший - Либерзон из " Адъютанта..."
Он сам придумал ответ чекисту, который сказал его жене:
- Вы выйдите, у нас тут мужской разговор
Либерзон: - Какой может быть мужской разговор при таком пайке?
А какой изумительный Митька Коршунов в "Тихом Доне"!
Весёлый и...страшный.
Крохотный эпизод в фильме "Друг мой Колька" -украшение всего фильма...
Между прочим, никого так не травили, как Новикова в театре им. Моссовета. Вот где зависть была и подлость коллег!
Одна Раневская пыталась вступиться, но у неё самой были сложные отношения с Завадским...
До слёз жаль гениального русского артиста...
Хотя талант и везение - предмет зависти не только у актёров.
Очень органичный был актёр, самобытный.
И такой горький финал жизни. Жуть...