В середине 70-х годов XIX столетия начинается борьба балканских народов за собственную независимость от турецких варваров. Восстание народов в Боснии и Герцеговине положило начало активных действий против оккупации турок в других будущих самостоятельных государств – Болгарии, Сербии и Черногории. Поддержку этим странам, заключившим в то время между собой союз, оказывала Россия. Впоследствии, события, предшествующие началу Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., стали называться национально-освободительным движением славян.
В защиту балканских народов 12 апреля 1877 г. Александр II подписал манифест об объявлении войны Турции и начал борьбу за автономию Боснии, Герцеговины, Болгарии и Сербии.
Александр II
Почему Россия воевала на Кавказе? Основные силы для нанесения главного удара правительство Российской империи сосредоточило на Балканском театре военных действий. В свою очередь, Кавказский театр военных действий имел вспомогательное значение.
Действующая армия на юге России состояла из отдельного Кавказского корпуса и Кобулетского отряда. Также в мусульманские районы Кавказа были выделены три дивизии, которые контролировали порядок среди местного населения. Командование отдельным Кавказским корпусом было возложено на генерала от кавалерии М.Т. Лорис-Меликова. Его задачей было наступление на Карс, Ардаган и Баязет соответственно.
Силы всей армии, действующей на Кавказе, насчитывали 110 тыс. человек, включая усиления грузинским и армянским ополчениями.
Турецкий отряд на Кавказе, возглавляемый Мухтар-пашой, имел численность в 70–90 тыс. человек.
Лорис-Меликов
Почему Лорис-Меликов начал с взятия Ардагана? Наступление русских войск началось ночью 12 апреля с перехода реки Арпачай и взятия первых турецких лагерей. За две недели войны отряды Кавказского корпуса заняли часть Карской провинции и 27 апреля осадили его.
28 апреля генерал Девель со своим Ахалцыхским отрядом подошли к крепости Ардаган, окружив ее. Командир отряда не решался сам атаковать город, поэтому запросил помощи у М.Т. Лорис-Меликова. Командующий Кавказским корпусом выделил отряд генерала Геймана в поддержку наступления на Ардаган.
Оборона города была надежно организована, так как Ардаган являлся опорным пунктом стратегического значения. В систему обороны крепости входили Гюлявердынские высоты, находящиеся близ Ардагана. На вершине находился бастион, имевший название Эмир-оглы. Он имел ключевое значение, поэтому было принято решение о взятии этих высот в первую очередь. Благодаря прибывшему на помощь генералу Гейману 4 мая 1877 года Гюлявердынские высоты были взяты. А на следующий день, воспользовавшись переполохом среди турецких войск, воины Ахалцыхского отряда заняли первую Кавказскую крепость новой войны против турецкого ига.
Огромную роль в этом крупном сражении сыграли не только крепкий дух и моральные качества русских бойцов, но и артиллерия. Ее точный огонь и эффективное поражение целей наводили страх на турок и разносили вражеские укрепления, не давая противнику опомниться и понять происходящее.
Почему произошло Баязетское сидение? На другом фланге продвигался Эриванский отряд генерала Тергукасова. 17 апреля город Баязет был сдан турками без боя, а его гарнизон поспешно удалился в горы. Эриванский отряд продолжил наступление, впоследствии заняв всю Баязетскую равнину и небольшие турецкие опорные пункты на ней.
После взятия этих крепостей командующий корпусом генерал Лорис-Меликов организовал военный совет для определения дальнейших действий на Кавказском фронте. Не воспользовавшись переполохом среди турецких войск, было принято решение не продолжать дальнейшее наступление на Эрзерум, а остановиться на осаде Карса. Воспользовавшись замешательством генералитета Кавказского корпуса, командующий турецкой армии Мухтар-паша успел развернуть новое формирование войск на Саганлугском хребте.
Генерал Тергукасов спровоцировал внимание турецких сил на себя. 4 июня, когда войска Магомета-паши закрепились на Драм-Дагском хребте, Эриванский отряд нанес удар с фланга, наголову разбив и обратив в бегство турецких солдат. Эта победа была одержана с небольшими потерями благодаря отличному взаимодействию всех родов войск и умелому управлению ими.
9 июня в Даярском ущелье Эриванский отряд внезапно встретился с войсками Мухтара-паши, шедшими в наступление. Бой был очень кровопролитным. Менее чем за сутки турки потеряли 2 000 человек. На следующий день борьбы не последовало. Мухтар-паша отступил, узнав о приближении подкрепления русским – генерала Геймана с его отрядом, который планировал наступать на Зивин.
13 июня солдаты отряда Геймана нанесли удар по оборонявшимся туркам. Командир отряда атаковал Зивин, не проведя должной подготовки своих войск и рекогносцировки местности. Противник удержал занимаемые позиции, а генералу Гейману с большими потерями пришлось отступить.
Эриванский отряд оказался в затруднительном положении. Силы личного состава были на исходе и наступление было вести невозможно. Отступить к Баязету не было возможности, так как отряд Фаика-паши осадил город в начале июня. Поэтому было принято свернуть к Игдырю за пополнением запасов.
оборона Баязета
С 6 июня 1877 г. Баязет был на осадном положении. В городе начался голод, нахождение в гарнизоне было невыносимо. Возникали проблемы с добычей воды и пищи. Крепость не была готова к длительной осаде. На улице стоял зной неимоверной силы. Попытки противника взять крепость мирным способом путем переговоров были неудачными. Мужественный гарнизон не собирался сдаваться. Они выдержали двадцати трех дневную блокаду и были спасены отрядом генералом Тергукасова, атаковавшего неприятеля.
Позднее в истории это событие стало называться Баязетским сидением.
В середине 70-х где-то на Путиловке в Донецке нас загрузили в эшелон около 2 тысяч чел. новобранцев и вывезли в Краснознаменный Закавказский ВО на два года. Думаю, никто из этих 2 тысяч не знал о "Сидение в Баязете", не читал А.С.Пушкина " Путешествие в Азрум" и не слышал о героическом штурме неприступного Карса генералом Юденичем. Замполит Ерусалимов нам только долдонил потом о 25-м сьезде Компартии, но никогда ничего не рассказал о том, что практически каждый камень Ленинакана ( он же Алексадрополь, он же Гумры, он эе Гюмри) обильно полит кровью русского солдата. Я закончил школу с оценкой "5" по истории СССР, но тоже ничего не знал об этой части русской истории. Мне даже в голову не приходило на Казачьем Посту, что на тех же нарах где я лежу, столетие назад мог спать великий русский Поэт и еще сотни и тысячи солдат и офицеров со всей России. Советские люди настолько были темны и несведущи о собственной истории, что возникновение после Первой мировой у с...ЕщёВ середине 70-х где-то на Путиловке в Донецке нас загрузили в эшелон около 2 тысяч чел. новобранцев и вывезли в Краснознаменный Закавказский ВО на два года. Думаю, никто из этих 2 тысяч не знал о "Сидение в Баязете", не читал А.С.Пушкина " Путешествие в Азрум" и не слышал о героическом штурме неприступного Карса генералом Юденичем. Замполит Ерусалимов нам только долдонил потом о 25-м сьезде Компартии, но никогда ничего не рассказал о том, что практически каждый камень Ленинакана ( он же Алексадрополь, он же Гумры, он эе Гюмри) обильно полит кровью русского солдата. Я закончил школу с оценкой "5" по истории СССР, но тоже ничего не знал об этой части русской истории. Мне даже в голову не приходило на Казачьем Посту, что на тех же нарах где я лежу, столетие назад мог спать великий русский Поэт и еще сотни и тысячи солдат и офицеров со всей России. Советские люди настолько были темны и несведущи о собственной истории, что возникновение после Первой мировой у себя на юго-западе мифической страны Украины восприняли без всякого удивления. Теперь вот узнаем и диву даемся!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2