- Юрий Сергеевич, известно, что не только у Солженицына и Бродского, но даже у вас были проблемы с цензурой…- Еще какие! О них вообще можно отдельную книгу написать. «Ничего на свете лучше нету» запретили петь даже Льву Лещенко, который на тот момент был солистом Всесоюзного радио и телевидения.
Всех насторожила фраза «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы».
- И в чем «криминал»? Эта мысль – лейтмотив всех народных сказок.- Во-первых, смущало само слово «свобода».
Во-вторых, не забывайте и то, что «дворец» в СССР был один - Дворец съездов в Кремле.
В-третьих, кто не жил в те годы, этого вообще не поймет…
Проще даже спросить, какая из моих песен не вызывала подозрения!
В песне охранников из «Бременских музыкантов» показалась подозрительной фраза
«Величество должны мы уберечь от всяческих ему не нужных встреч».
Потому что «все сразу поняли», что это намек на генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева.
«Чунгу-Чангу» критиковали за пропаганду чужой страны: а вдруг она капиталистическая?!
Песню Маркиза из кинофильма «Достояние республики» обвинили в пропаганде детского алкоголизма, она ведь начиналась словами:
«Шпаги звон, как звон бокала, с детства мне ласкает слух»
. Как раз к власти пришел Горбачев, дело шло к принятию «сухого закона» и вдруг главный редактор обнаружил, что первые же строчки сборника «призывают детей пить вино».
Очень часто придирались из-за стихов, иногда, как ни странно, из-за музыки, но бывало и из-за того, что песня была написана не вовремя.
Например, песню «Я - Водяной, я - Водяной…» из мультфильма «Летучий корабль» в советское время так и не издали.
- Почему?- В вышестоящих инстанциях решили, что это... песня диссидента.
- Смешно…- А вы не смейтесь! Мне было не до шуток, когда меня вызвали на худсовет и на полном серьезе сказали, что слова
«Эх, жизнь моя, жестянка. Да ну ее в болото! Живу я, как поганка...»
мог петь только человек, недовольный существующим социалистическим строем.
Никогда не забуду, как в 1987 году выходила моя первая в жизни книга песен, которую я хотел назвать либо «Кто на новенького?», либо «А мне летать охота!»
Но против обоих вариантов категорически восстала редакция издательства «Советский композитор». Меня вызвали на ковёр (не предложили даже сесть) и прорабатывали 10 ведущих редакторов этого издательства во главе с директором, который до этого работал в колонии строгого режима.
Ругали за мои тексты нещадно! А в конце вопрос был задан прямой: какая песня вам дороже – «Водяной» или «Крылатые качели».
Не задумываясь, ответил: «Конечно, «Я – водяной!» Потому что «Качели» мог написать кто угодно, а «Водяного» только один Юрий Энтин, и больше никто.
Сборник вышел под названием «Крылатые качели» и вообще без песни Водяного.
Комментарии 1