А. Суслова
Здесь лучше обратиться к описаниям:
«Высокая, стройная, с милым овалом лица и лучистыми глазами»
- такая женщина могла вскружить голову даже такому анахорету, как Фёдор Михайлович.
Однако в прямом общении она бывала просто невыносимой!
Притом отторжение наступало уже где-то на десятой-пятнадцатой минуте, и чем интенсивнее было общение, чем шире круг затрагиваемых в разговоре тем, тем быстрее начинался словесный конфликт (с её стороны), какие-то упрёки (опять-таки с её стороны), и всё это превращалось в какую-то дурную бесконечность.
Она даже внешне менялась в такие минуты – кривя рот и злобно щуря глаза. И куда девалась милая девушка, которая только недавно зашла в гости и удобно расположилась в кресле?
Всё дело было в том, что с годами Достоевский стал очень ответственно относиться к своей писательской работе.
Да и обязанности главного редактора не давали расслабиться.
А Аполлинария… она ведь была не из бедной семьи.
В какой-то степени сильно избалованной доступом к благам.
Недаром в их совместной поездке по заграницам, когда он «отпустил себя на волю» и поддался пагубной страсти – рулетке, ему было на что играть, так как он спустил на проигрыш и драгоценности Аполлинарии.
Драгоценности, господа! Так что перед вами была не скромная курсистка из разночинцев, способная упасть в голодный обморок.
Чем ещё была обделена горькая возлюбленная Достоевского, так это эмпатией, чувством сопереживания и сострадания.
Она не раз раздражённо говорила ему, чтобы он как можно скорее разводился «со своей чахоточной женой!»
Вопрос – зачем?
Ведь замуж она за него вовсе не собиралась!
Он ведь уже после кончины супруги не раз предлагал Аполлинарии заключение брака.
Отказывалась!
Притом нервно, истерически, со злыми насмешками.
Тогда же он и назвал её «подругой вечною», давая тем самым понять окружающим, что ни о каких доверительных и серьёзных отношениях с этой женщиной речи не может идти ни у кого.
Писатель понимал всю пагубность влияния на него «вечной подруги», хотя и использовал её личность и характер в создании женских образов в романах «Игрок» (Полина), «Идиот» (Настасья Филипповна), «Братья Карамазовы» (собирательные образы Грушеньки и Екатерины).
Притом, возможно, не признаваясь в этом самому себе, но применяя к ситуации поговорку о паршивой овце и клоке шерсти.
Ведь не проходило и дня, чтобы любое их свидание не заканчивалось если не скандалом, то упрёками Полины.
В чём?
Да в чём угодно.
А теперь вспомните сцены скандалов, истерик, надрывных речей в любом из романов Достоевского?
О, ему было откуда брать фактурный, яркий материал!
Женщина – «переходящий приз»В этой связи очень симптоматичны были годы супружества Аполлинарии Сусловой с писателем и философом Василием Розановым.
С ним она провела семь совместных лет.
В браке, просим заметить.
И это при том, что Розанову было на момент женитьбы на ней 20 лет, а Сусловой – сорок!
В чём была причина такого мезальянса, почему молодой, подающий надежды автор будущих серьёзных психологических исследований, прельстился браком с уже увядающей бывшей красоткой?
Дело, конечно, не в её экстравагантности.
Просто кумиром Розанова был Достоевский, и он хоть так хотел быть причастным к его славе.
Не понимая, что платит за это слишком высокую цену, так как те самые скандалы, истерики, необоснованные нападки предстали перед ним не на страницах романов обожаемого им автора, а воочию.
Уже потом, после окончательного разрыва их отношений, Фёдор Михайлович однажды сел и стал заниматься самокопанием, в попытке разобраться в своих чувствах к этому
«милому чудовищу». И пришёл к выводу (лежащему, впрочем, на поверхности), что
«любил ее тогда, когда уже и сам не хотел этой любви»
. Да и не стоила она её.
Достоевский жалел её, так как предвидел, что она будет вечно несчастной. И уже после окончательного разрыва он научился её избегать, исключив любые возможные контакты.
Но как он и сам признавался, долго ещё вздрагивал, когда при нём упоминали её имя.
Комментарии 2