С Эдит Пиаф.
...Долговязый, неловкий, с напряженными плечами – он пел что-то незамысловатое на французском, стоял у микрофона скованный, как фонарный столб и вдруг высоко подпрыгивал, выделывая своими длинными ногами чуть ли не балетные па. Публика ревела от восторга. Под его песни влюблялись и расставались, мужественному тембру его голоса вторил весь Париж, да что там – целый мир.
Так было в послевоенные 40-е и раскрепощенные 60--70-е.
Впрочем, у этого человека нет «срока годности», он умудрился остаться вне времени.
Может быть, потому, что его «сделали» великие женщины? Такие, как Эдит Пиаф, Симона Синьоре, Мэрилин Монро.
Его сценическое имя – Ив Монтан. Французский шансонье, актер кино, скандально-обожаемый и отвергаемый при жизни и после смерти.
«Иво, поднимайся!»Он родился в 1921 году, был третьим ребенком, младшим, и так уж вышло, совсем не избалованным.
Деревенский мальчишка (родился в Тоскане), Иво рано узнал, что такое взрослая жизнь. Его отец Джованни Ливи был известен как ярый коммунист, подвергался преследованиям итальянского фашистского режима и бежал из Италии во Францию, когда Иво исполнилось всего два года.
«Мои сыновья не будут ходить в черных рубашках и носить траур по Италии»
, – говорил отец. Старшим детям – сестре и брату – было всего 8 и 10 лет.
Скромные сбережения позволили главе семейства открыть маленькое производство щеток в Марселе.
Через девять лет Джованни обанкротился. Дети к тому времени уже забросили учебу, их копеечный заработок помогал семье держаться на плаву. Сестра работала парикмахером, сын – официантом. Не до жиру.
Для маленького Иво закончилась золотая пора детства, из которого он запомнил, как мать по-итальянски звала его обедать: «Иво, монта!» («Иво, поднимайся!»). Потом из этой фразы родится его псевдоним – Ив Монтан, и он действительно поднимется на невероятную высоту, о которой не смел даже мечтать, работая на макаронной фабрике.
Именно туда завели его поиски работы. В 11 лет Иво бросил школу, благо учиться не любил, и пошел добывать хлеб насущный.
Будь у пацана трудовая книжка, там было бы написано много интересного: помощник дамского мастера в парикмахерской, ученик бармена, гарсон в кафе, докер.
На сохранившихся видеозаписях у Ива Монтана классическое пролетарское лицо -- парижский лоск в нем появится лишь вместе с сединой.
Часть заработанных денег он оставлял себе, чтобы потратить на пластинки Мориса Шевалье и Шарля Трене (исполнители жанровых французских песен).
«Я умирал от желания стать такими, как они»
, – напишет он в автобиографии. Иво принимал театральную позу перед зеркалом и пел, подражая своим кумирам. Игра в перевоплощение длилась часами.
В Париж – за мировой славой!Сколько можно петь самому себе?
Юный Иво мечтал о публике, хотя застенчивости ему было не занимать.
Но юношеское нахальство взяло верх, и однажды он вызвался спеть в загородной забегаловке.
Хозяину и публике понравилось, Иво осмелел.
После небольшого опыта выступлений в третьесортных кабачках он добрался до марсельского мюзик-холла «Альказар».
И опять ему повезло с хозяином. Старина Эмиль Одифред подбадривал юного артиста:
«Вот увидишь, сынок, тебя ждет мировая слава!»
Оба покатывались от смеха. Только Ив (он уже выступал под псевдонимом) знал, что хохочет он от нервного напряжения.
По его воспоминаниям, публика в Марселе ходила на представления с цветами и тухлыми яйцами (в лучшем случае это были помидоры) и не скупилась на выражение симпатий и антипатий.
Монтан сорвал аплодисменты на первом же выступлении.
Казалось, до Парижа – рукой подать.
Но началась война.
Ив устроился чернорабочим и, наверное, так и не рискнул бы поехать в столицу, но подошел его черед для мобилизации на трудовой фронт.
Спасаясь от призыва, он положил в карман несколько франков, в потрепанный чемоданчик – старую афишу «Поет Ив Монтан: человек-динамит» и отправился в Париж.
Поначалу было страшно: он пугался метро и жандармов, но упрямо ходил по театрам и кабаре.
Так однажды добрался до «Мулен-Руж».
«Ты уже вышел из моды»Лучшего подарка судьба не смогла бы придумать.
В «Мулен-Руж» Ив встретил Эдит Пиаф. Совпало много случайностей: его приход, разрешение Эдит самой подбирать актеров для выступлений, отсутствие одного артиста для прослушивания и как следствие – вакантное время.
Прослушивание запомнилось всем участникам.
На сцену вышел длинный юноша в яркой клетчатой куртке и маленькой шляпке, запел американские песенки со смешным марсельским акцентом. Монтан потом признался, что
«испытал особенно жестокий страх»
, его пугала «тщедушная зрительница, внимательная и бесстрастная.
Он предпочел бы спеть перед тремя сотнями распаленных зрителей. Эдит сказала «хватит!» и подошла к сцене.
Маленькая, она едва доставала головой до его колен. Набычившийся Ив ростом 187 см и весом 82 килограмма из вредности не счел нужным наклониться к ней.
«Если хочешь у меня петь, через час придешь ко мне в номер в отеле»,
– холодно объявила Эдит. Монтан заскрипел зубами.
Через час он выслушивал отповедь в ее номере:
«Дурацкий акцент, костюм для цирка, руками машешь, как марионетка, репертуар четырехлетней давности, ты вышел из моды»
. «Спасибо, я понял, что вам не подхожу»,
– Ив еле сдерживался, чтобы не вспылить.
Но Пиаф сказала:
«Подходишь»
. И перечислила его достоинства: приятный низкий голос, красивая внешность – женщинам понравится, есть признаки интеллекта на лице.
Позднее она напишет, что думала на самом деле:
«Когда он запел, я сразу попала под его обаяние».
Комментарии 1