Крупнейший советский драматург А.Н. Арбузов реабилитировал жанр мелодрамы.
Одна из его лучших мелодрам «Сказки старого Арбата» была поставлена в 1972 году в Ленинградском государственном академическом театре драмы имени Пушкина режиссером А.А. Музилем, человеком большой культуры и в этом спектакле слегка ностальгирующим по эпохе крупных личностей.
Впрочем, эта ностальгирующая нотка есть и в пьесе, в которой ее герой, кукольных дел мастер Балясников в молодости «был актером у Мейерхольда, дружил с молодыми Кукрыниксами, его чуть не избил Всеволод Вишневский, а Володя Маяковский сломал кий, играя со мной в бильярд».
Балясникова, «превосходного человека лет 60» играет Бруно Фрейндлих, — первый исполнитель Гамлета в переводе Пастернака и множества классических серьезных ролей.
И вот неожиданная встреча с мелодрамой, в которой раскрылись новые грани его таланта.
Спектакль поэтично рассказывает о важнейшем моменте жизни Балясникова, к которому почти на склоне лет явились и
«божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь»
. Фрейндлих заостряет эту ситуацию: впервые пришедшая к нему истинная любовь дает ему огромный творческий импульс.
Актер показал талантливого художника, который при всех жизненных ошибках, строг и честен к своему труду.
Он относится к своим куклам, как к детям.
В сущности куклы и есть его дети — плод его фантазии, труда, мастерства. Фрейндлих разговаривает с ними, как с живыми: хвалит одних, урезонивает других.
Этого он недодал своему сыну Кузьме, который, став взрослым, показывает свою независимость от отца, хотя в профессии пошел по его стезе.
Герой Фрейндлиха эксцентричен и раним.
Когда он переживает минуты истинного счастья, вспоминается другая пушкинская строка
«и может быть на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной»
. Фрейндлих играет художника, натуру творческую.
Не сложившаяся личная жизнь этого элегантного красивого человека, перед которым, казалось бы, трудно устоять, — приношение искусству.
Комментарии 1