Андре́й Васи́льевич Мягко́в (род. 8 июля 1938, Ленинград, СССР) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1977). Писатель в жанре детектива.
Один из наиболее популярных актёров Советского Союза, Андрей Мягков ворвался в мир кино в 1965 году с ролью дантиста Чеснокова в комедии «Похождения зубного врача». Прославило же его многолетнее сотрудничество с режиссёром Эльдаром Рязановым, вылившееся в картины «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман», «Гараж» и «Жестокий романс».
Киноведами Мягков считается по большей части комедийным актёром, но в его активе имеются и крупные драматические роли, такие как учёный-карьерист Швырков в драме Марлена Хуциева «Послесловие». Интересные роли Мягков сыграл в картинах "Летаргия" Валерия Лонского и "Страх высоты".
С 1987 года служит в МХТ имени А. П. Чехова. Обладатель множества наград и премий.
Андрей Мягков родился в Ленинграде. Отец — Василий Дмитриевич Мягков (1908—1978) — заместитель директора Ленинградского полиграфического техникума по учебно-воспитательной работе, к. т. н., педагог и организатор учебного процесса, работал в техникуме с 1935 по 1954 год, в 1954 году перешёл в Технологический институт доцентом. Мать — Зинаида Александровна Мягкова (1913—1989) — инженер-механик, работала в Ленинградском полиграфическом техникуме с 1946 по 1968 год.
По настоянию отца окончил Ленинградский химико-технологический институт (ныне — Санкт-Петербургский государственный технологический институт), недолгое время работал в Институте пластических масс. На любительском спектакле «Лесная песня» был замечен одним из педагогов Школы-студии МХАТ, который предложил ему попробовать силы у них. В 1965 году успешно выпустился (курс В. П. Маркова) и стал тогда же актёром театра «Современник».
Одной из первых театральных ролей стала роль Дядюшки в постановке «Дядюшкин сон». На сцене театра Мягковым также сыграны роли в спектаклях «На дне», «Балалайкин и К», «Обыкновенная история», «Большевики» и многих других.
В 1973 году режиссёр Алексей Коренев отказал актёру сыграть Нестора Петровича в комедийном телефильме «Большая перемена» из-за того, что Мягков А.В. поставил режиссёру условие — учителя Светлану Афанасьевну должна играть его жена. В 1977 году перешёл во МХАТ; после раскола театра в 1987 году остался с Олегом Ефремовым — в театре, получившем название Московский Художественный театр имени А. П. Чехова.
Преподавал в Школе-студии МХАТ. Приглашался в жюри Высшей лиги КВН.
В последнее время практически не снимается в кино, объясняя это так: «Мы так бесстыдно подражаем американцам! Боевики, драки, бесконечный экшен. Кино стало бесчувственное, бессердечное. Это не русское искусство. Его мы забросили совершенно. У советского кино было своё лицо, а сейчас его взяли, повернули затылком и нарисовали на нем американскую физиономию».
Автор трёх детективных романов, написал которые, по его признанию, «лишь потому, что жене не хватает интересной литературы».
Увлекается портретной живописью. Ведёт уединённый образ жизни, практически не давая интервью.
Награды и премии
Заслуженный артист РСФСР (1976)
Государственная премия СССР (1977) — за роль Лукашина в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1979) — за роль Новосельцева в фильме «Служебный роман»
Театральная премия «Чайка» в номинации за сценическое партнёрство «Двойной удар» в спектакле «Мещане», МХТ. (Партнёром выступал — А. Н. Покровский)
Народный артист РСФСР (1986)
Орден Почёта (8 июля 1998) — за большой вклад в развитие отечественного искусства
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1 сентября 2003) — за большой вклад в развитие отечественного искусства
Благодарность Президента Российской Федерации (23 июня 2008) — за большие заслуги в развитии театрального и кинематографического искусства
Орден Дружбы (21 декабря 2013) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.
Книги
Сивый Мерин. М: АСТ, 2007 ISBN 978-5-17-049854-3 (переиздание — 2011 г.)
Скрипка Страдивари, или Возвращение Сивого Мерина. М: АСТ, 2011 ISBN 978-5-17-075557-8
Осторожно, стекло! Сивый мерин. Начало. М. Астрель, 2012 ISBN 978-5-271-43414-3
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7
Неужели кончилось русское кино?
Молодым,амбициозным и талантливым надо давать дорогу!А с этим, сейчас полный швах.Кругом кумовство, мздоимство и засилье бездарных циников.
Вы лично знаете молодых, амбициозных и талантливых?
Кстати, я ЛАра.