Горечь от ума
«Что бы вы сказали о человеке, который, войдя в кабак, стал бы с одушевлением и жаром доказывать пьяным мужикам, что есть наслаждение выше вина - есть слава, любовь, наука, поэзия, Шиллер и Жан-Поль Рихтер?.. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади... Глубоко верно оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничанья», – так резко, во многом несправедливо отзывался о пьесе «неистовый Виссарион». Но монологи о крепостниках и придворных сановниках, затверженные с детства, и правда не очень работают в XXI веке. В Екатерининском ТЮЗе в «Горе от ума» нашли выход: здешний Чацкий – Павел Поздеев (не первой юности, с недоверчивым взглядом, в черной шапочке), не произносит громоздкие сентенции, как ни подсказывает ему вальяжный, из старой актерской гвардии Суфлер (Геннадий Хошабов). И приходится тому с выражением их читать. Это уже третья постановка комедии крупным российским режиссером Анатолием Праудиным. Самая первая случилась с ним и уральскими студентами 30 лет назад. Олег Гетце играл тогда Чацкого, теперь – Фамусова. Актер внес в образ личное обаяние: герой в уютном халате, он нежный отец, которого очень волнует будущее дочери, росшей без матери. Он и фомкой готов дверь к ней отворить, ежели что. И Лизу не тискает, лишь слегка приобнимет - а та, прыткая у Алеси Маас, уж и плечико на платье спустила. Этот Фамусов искренне не понимает, чем так недоволен бывший его воспитанник.
Чацкий здесь слишком серьезен, слишком разочарован, слишком «вещь в себе». Как заранее знал, «что найдет он, воротясь». До Фамусова белым снегом стер Чацкий грязь дальних дорог. Где провел он эти годы? Да, повстречал в пути (как Пушкин в «Путешествии в Азрум») «Грибоеда», чье истерзанное фанатиками тело везли в ящике в Тифлис. А это уже Кавказ и эхо недавних войн… Он только раз снимет шапочку и покажет свою рану. Кем ранен?.. Здесь нет искажения текста, его явного осовременивания, но растет ощущение, что это точно про нас и –про закат культуры. На стене зала с ложно-мраморными колоннами (да и стулья облезли – «неладно что-то в датском королевстве», художник Анатолий Шубин) часто загорается экран, его проекции – не иллюстрации действия, а художественно снятые эмоциональные его акценты. Гостьи на сцене в розовых платьях и черных кушаках с усиленным макияжем не так отвратительны, как на экране, где они много и смачно едят (обгладывает рыбину и изысканная Софья Екатерины Малых),еще больше пьют – несколько стопок кряду, отбирая их у покорных, постаревших мужей с антивирусными масками-намордниками, тянутся жирными губами к своим же арапам… Самые ничтожные из гостей материализуются из воздуха и исчезают таким же манером. Репетилов (Алексей Журавлев) в дурацком парике кажется особенно фальшивым, Загорецкий (Борис Зырянов) за ним записывает: сексот пишет за провокатором! Вот они, во всей своей застольной красе, «нескладные умники, лукавые простяки, старухи зловещие, старики». Общество всеобщего потребления и победившего бесстыдства.
Софья умна не меньше Чацкого, но ей с этими уродами жить. С растущей тоской смотрит вокруг Чацкий. Что ж ему метать бисер перед Репетиловыми, как замечал Пушкин? Мы видим первый вариант комедии, где Молчалин не разоблачен (со страху он «сросся» с колонной), Чацкий же незаметно уходит из чада и ада и оттирается чистым белым снегом. Тут как бы слышится голос Белинского: «Скажите, бога ради, какой бы порядочный, по крайней мере, не сумасшедший человек на месте Чацкого не удалился тихонько, узнав горькую истину?..» Версия Праудина современна и по-настоящему трагична, при всех ее комических пируэтах. Режиссёр как будто приблизил к нам гигантскую лупу – двести лет как не бывало.
Кому ума недоставало
Московский театр «Сфера» народного артиста России Александра Коршунова верен традициям психологического театра. Этот особенный театр живет без сцены, в сферическом пространстве небольшого зала, будто бы руша четвёртую стену, а на деле сохраняя ее - глубоким погружением в мир героев. Сыграть сентябрьскую премьеру спектакля «Горя от ума. Открытая репетиция» на Большой сцене Саратовской драмы было настоящим вызовом для коллектива. Пришлось собирать спектакль заново. Избранная постановщиком форма – репетиция, как бы игра в игре, где еще только разводят мизансцены и расставляют, развешивают реквизит (сатирические иллюстрации к тексту), помогла актерам почувствовать себя свободнее (сценография Ольги Коршуновой). Спектакль полнотекстовый, без праудинских «купюр», и поначалу шел туговато. Но чудесные актеры «Сферы» сумели создать объемные образы. Очень хорош Фамусов Дмитрия Ячевского: не по летам горяч, подвижен, скор на расправу. Обаятелен даже в гневе. Софья (Екатерина Богданова) горда, надменна в обращении: «А кем из них я дорожу?». Раскрывается только с Молчалиным. Молчалин Ильи Ковалёва тактичен и очень мил. Тем неприятней его вольности с Лизой. В дюжем красавце Скалозубе Александра Пацевича всего чересчур: росту, голосу, лихих усов. Актер сценически очень заразителен и кое-где перекрывает Чацкого. Он и Фамусов постоянно общались с залом: переглядывались, оставляли «на хранение» вещи.
Нет комментариев