Часто вижу на сцене Ивана Верховых, который начинал в нашем тюзе как актер, учился в Щукинском училище на режиссера и в свое время основал и возглавил в Саратове знаменитый театр АТХ ( академия театральных художеств), с уникальным репертуаром: от Хармса и Лорки до Мрожека и Бродского, - с штучными актерами и тем неистребимым духом импровизации, озорства и вольницы, которая очень не нравилась высокому начальству. Сначала оно поддержало молодой коллектив, придав ему статус муниципального, но само и «сгнобило», оставив без помещения и материальной поддержки. Не помогло даже то, что худрука АТХ выбрали «Человеком года» и пригласили на престижный международный театральный фестиваль в Эдинбург.
Мы, поклонники, с трудом пережили такую культурную утрату, актеры АТХ разбрелись кто куда, Верховых подался в Москву к фоменкам. Где успешно обитает уже больше 20 лет. Ассистировал Фоме в постановке «Трех сестер» - одного из лучших спектаклей. («Я выбрал Фоменко, потому что по-человечески он был очень мне симпатичен, мне просто хотелось быть рядом с этим человеком. Великий человек Петр Наумович!.. Последние 10 лет из-за здоровья ему было очень сложно, я пытался ему помогать. Началась наша работа с "Тремя сестрами", я помогал, как мог»,- рассказывал в одном интервью ИИ.).
В кино и на сцене
Но театр Мастерская Фоменко заинтересовался и артистом Верховых, обладающим большим интеллектуальным потенциалом и великолепным чувством юмора. После трагического ухода из жизни Юрия Степанова Иван Верховых играл роль чудаковатого доктора Чебутыкина. Много у него других ролей. Здесь и адски проницательный финдиректор Римский, не сумевший переиграть лишь самого дьявола. Умудрен и сдержан актер в роли Толмача в инсценировке романа Михаила Шишкина* «Венерин волос» («Самое важное»), он лишь констатирует: очередной беженец пытается разжалобить чиновников, стремясь проникнуть в сытый швейцарский рай. Очень хвалят критики новую роль Верховых в спектакле по прозе Николая Лескова «Соборяне» («Чающие движения воды»). Протоиерей Туберозов, по их оценкам, «моральный центр спектакля, праведник, вся его жизнь - следование Божьей воле и борьба с пороками, своими и чужими».
Спектакль я еще не видела, зато хорошо помню катарсис, который испытала на фильме саратовца Михаила Ралля «Анонимное письмо» по рассказу Ивана Бунина «Роман горбуна», где снялись совсем еще молодые Иван Верховых и Тамара Цихан. Горбунья назначила свидание горбуну. Немая сцена между двумя калеками. Проснувшаяся у него надежда, тайная встреча, долгий взгляд друг на друга – и полная ясность. Они расходятся в разные стороны…Эпизод, продуманный до мелочей, крупно поданный оператором, пронзительно сыгранный актерами.
С тех пор Иван Иванович много и разнообразно снимался. Ему очень идут роли людей интеллигентных профессий: следователь, адвокат, доктор, профессор, психиатр, директор НИИ. Был занят во многих сериалах: «Анна Каренина, «Екатерина», «Раскол», «Интерны», «Исаев», другие. Снялся и в любопытной «литературной» рекламе банка ВТБ. Там он невозмутимый банкомёт рядом с теряющим рассудок Германном. Его выразительный голос звучит и за кадром, в фильмах. Как режиссер ставил спектакли за границей – в Испании. Связан с удивительным, неповторимым музыкально-драматическим «Класс-центром» Сергея Казарновского, где «передает свои знания детям и подросткам» и ставит с ними спектакли.
Берега Аркадии
И вот новая роль актера в пьесе блистательного английского драматурга Тома Стоппарда «Аркадия» -Эзра Чейтер. Тот самый джентльмен, который писал скверные стишки, поругиваемые в «Пикадилли», зачем-то оказался в лесах Вест-Индии, вдруг переключившись на ботанику, и скончался… от укуса обезьяны. Вполне абсурдистская история из рода стоппардовых «шуточек». Когда-то «Аркадию» поставил в Саратовской драме Александр Дзекун.
Нет комментариев