Вопрос: «Есть бедные семьи со взрослыми детьми, которые могут зарабатывать деньги, но они не работают, говоря, что эта работа не подходит им. Следует ли им давать закят?»
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Во-первых:
Нельзя давать закят бедному человеку, который может заработать на жизнь, потому что он не считается бедным, пока может заработать на жизнь.
Передано АбдуЛлахом ибн Адий ибн аль-Хайар от двух сподвижников Пророка (мир ему и благословения Аллаха), что они подошли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) и попросили его о милостыни. Он посмотрел на них и сказал, что они сильны и сказал: «Если хотите, то я дам вам, но нет доли в этом тому, кто обладает средствами или тому, кто силен и способен заработать на жизнь» (Абу Дауд (1633); иснад оценен как сахих имамом ан-Навави в Шарх аль-Мухаззаб (1/171) и шейхом Альбани в Сахих Абу Дауд (5/336)
Сказано в Фикх аль-Ибаадат (1/295), книга маликитов: «Тот, кто обладает средствами – это тот, у кого есть достаточно на один год, или он может заработать на жизнь, или у него есть зарплата, достаточная для него»
В аль-Минхадж маа Мугни аль-Мухтадж (4/173) сказано: «Бедняк (факир) – это тот, у кого нет имуществ и средств для заработка на жизни и на восполнение его нужд»
Ибн Кудама сказал: «У кого есть средства для заработка на жизнь, которые обеспечивают его, и его иждивенцы, если у него есть иждивенцы, обладают средствами на жизнь и у него есть достаточно на каждый день, то такой «богатый» и нет у него права на закят. Это мнение ибн Умара и аш-Шафии»
См. Аль-Мугни, 6/324.
Но необходимо, чтобы работа, посредством которой он зарабатывает на жизнь, подходила для него; если она не подходит, например, если один из почетных людей стал бедным, то он не обязан выполнять работу, которая не подходит ему, то он не обязан выполнять работу в магазине и т.п. Можно дать закят подобному.
Ан-Навави сказал: «Спросили аль-Газали о сильном мужчине из почетной семьи, который не зарабатывал на жизнь физической работой; может ли он взять закят из доли бедных и нуждающихся?
Он ответил: «Да, это соответствует тому, что упомянуто выше, т. е. чтобы работа подходила для них» См. Шарх аль-Мухаззаб, 6/175.
В аль-Минхадж сказано: Факир (бедняк) тот, кто не имеет средств и не может заработать достаточно для восполнения нужд. И он считается бедняком, если он может заработать на жизнь, тем, что не подходит для него»
Комментатор аль-Шарахбини сказал в Мугни аль-Мухтадж, 4/174
т. е. это не подходит ему согласно его статусу и положению, потому что это влияет на его положение, и поэтому это все равно, что работы нет. Слово «зарабатывать» в хадисе необходимо интерпретировать как дозволенное и подходящее средство заработка»
Подытоживая: в отношении людей, которые не работают по причине того, что это не подходит им, если работа действительно не подходит им, то они могут взять закят. Но если работа подходит и другие подобные им выполняют эту работу без нежелания, то нельзя им давать закят; напротив, им следует посоветовать выполнять работу.
И Аллаху известно лучше.
📖 Источник: Сайт Islam Q&A фатва № 146363.
(Пример, не подходящей работы, например человек был директором какого-то предприятия и потом его уволили, и нет другой работы кроме уборщика, очевидно для человека кто занимал пост директора это не подходящая работа.)


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев