Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что однажды в день жертвоприношения или же разговения Посланник, мир ему и благословение Аллаха, отправился к месту моления. После намаза он стал увещевать людей, повелевая им раздавать милостыню со словами: «О люди, раздавайте милостыню!» После этого, проходя мимо группы женщин, он обратился к ним и сказал: «О женщины, раздавайте милостыню! Воистину, я видел, что вы составляете большинство обитателей ада!» Они спросили: «Почему же, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Потому что вы часто проклинаете людей и проявляете неблагодарность к близким. О женщины! Я не видел никого из тех, кому не достает ума и совершенства в делах религии, кто более вас способен был бы лишить осмотрительного мужчину самой сути его разума». Затем он покинул их, а когда вернулся домой, к нему пришла жена Ибн Мас‘уда Зейнаб. Она попросила разрешения войти, и Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, сообщили о том, что пришла Зейнаб. Он спросил: «Какая именно?» Ему ответили: «Жена Ибн Мас‘уда». Он велел впустить ее, и ей позволили войти. Войдя в дом, она сказала: «О Пророк Аллаха! Сегодня ты приказал раздавать милостыню, а у меня есть принадлежащие мне украшения. Я решила раздать их, но Ибн Мас‘уд говорит, что он и его дети имеют больше прав на них, чем другие». Услышав ее слова, Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ибн Мас‘уд сказал правду, ибо твой муж и дети действительно имеют больше прав на них!»
Этот хадис передал аль-Бухари. https://t.me/bi_blioteka/9912 Комментарий:
Этот хадис свидетельствует о том, что жена имеет права раздавать закят своему мужу, если он является бедным или нуждающимся человеком. Этого мнения придерживается большинство мусульманских богословов. Что же касается мужа, то ему не разрешается раздавать закят и другие обязательные пожертвования своим женам, детям и родителям.
Женщина также не имеет права раздавать закят и другие обязательные пожертвования своим детям, однако этот запрет не распространяется на добровольные пожертвования.
См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 206.
📖 Источник: Комментарии к книги Булуг Аль Марам, под названием: «Элементарный фикх с доказательствами четырёх мазхабов».
[Примечание не из книги]:
Может ли жена, выплатить закят своему мужу, если он заходит в категорию тех, кто достоин закята?
Ученые разногласят на два мнения, относительно дозволенности выплаты закята своему мужу:
1. Не разрешается ей выплачивать ему закят. И это мнение Абу Ханифы, Малика и одна версия от Ахмада. [«Аль Мудауана» 1/298, «Шарх фатх аль кадир» 2/209 и «Аль Мугний» 2/484]. И их доводы:
- Что они муж и жена и нельзя одному из них давать закят другому.
- Она так же получит от этого выгоду.
2. Разрешается ей выплатить ему закят. И это мнение Аш Шафии и другая версия от Ахмада. [«Аль Маджму’» 6/138 и «Аль Мугний» 2/484].
И это более правильное мнение, т. к. оно соответствует доводу, хадису Абу Саида, что Зайнаб, жена Ибн Масуда, сказала: «О, пророк Аллаха, поистине ты сегодня приказал раздать садака, и у меня есть украшения, которые бы я хотела раздать как садака, а Ибн Масуд заявляет, что он и его ребенок более достойны, чтобы дать им это садака. И пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Правильно сказал Ибн Масуд, твой муж и твой ребенок более достойны, чтобы ты на них потратила садака». [Аль Бухари №1462, Муслим №1000 и Ибн Маджа №1834].
И так же женщина не обязана содержать своего мужчину, и поэтому это не будет препятствием дать ему закят, точно так же, как и постороннему.
А что касается закята, который выплачивает мужчина, то ему не разрешается выплачивать его своей жене, т. к. он и так обязан расходовать на нее, и поэтому ей ее мужа достаточно. И Ибн Мунзир передал иджма (единогласное мнение ученых) на это. [«Аль Мугний» 6/649 и «Аль Бадаи’» 2/49].
Можно ли распределять закят на сына или отца?
Можно дать закят родителям или детям, которых уже необязательно содержать, если только они являются должниками или рабами, который договорились с хозяином на выкуп, или они муджахиды. И это мнение сильное [«Маджу’ аль фатава» у ибн Таймийи 25/90-92 и «Аль Мухалля» 6/151-152], это мнение Аш Шафии [«Аль Маджму’» у Ан Навави 6/229].
А если они являются бедняками, и он не в состоянии расходовать на них, то джумхур ученых запрещают распределять на них закят. А шейх аль ислам Ибн Таймийа, рахимахуЛлах, [«Маджму’ аль фатава» 25/90-92] предпочел мнение, что можно распределять на них с закята, если он сам не в состоянии содержать их.
И это более очевидное мнение, т. к. запрет у большинства ученых на распределение закята на тех, кого ты и так обязан содержать, был по двум причинам:
Первая – Что он находит средства на себя.
Вторая – Что при распределении закята на них, тем самым он приносит пользу и себе, тем что ему уже не придется на них расходовать.
А если человек вообще никак не может расходовать на них, или же он не обязан на них расходовать, то эти две причины отсутствуют, и присутствует то, для чего вменен в обязанность закят, а значит в этом уже случае можно распределять на них с закята. А Аллах лучше знает.
[Скажу, что возможно это мнение (о том, что можно расходовать на них с закята) подкрепляется хадисом Ма’на бин Язида, который сказал: «Мой отец Язид вытащил динары и раздавал их как садака. Положил их возле одного человека в мечети. Я пришел, взял их и принес их ему, а он сказал: «Клянусь Аллахом, я не для тебя их положил». И отправил его за решением к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: «О, Язид, тебе достанется то, что ты намеревался, а тебе, о Ма’н, достанется то, что ты взял». Его привел Аль Бухари №1422.
И тут можно истолковать двумя способами. Либо Ма’н был из числа тех, чей отец должен был расходовать на него, и тогда это будет доводом для тех, кто абсолютно разрешили выплачивать закят своим детям. Или Ма’н уже отделился от содержания отца, и тогда это будет доводом для тех, кто разрешили выплачивать закят на детей, на которых уже расходовать необязательно. А Аллах знает лучше].
Можно ли давать закят родственникам?
Можно давать закят родственникам, если они входят в одну из восьми категорий, которые достойны закята, и это даже лучше, нежели дать другим.
Как об этом сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Твое садака на родственников – это садака и укрепление родственных связей». [Его привел Ат Тирмизи №658, Ан Насаи №2582 и Ибн Маджа №1844, и в этом хадисе присутствует слабость].
Этот хадис подкрепляется хадисом Зайнаб: «Спадает ли с нее садака, если она выплатит его ее мужу и на сирот, которые воспитываются в их доме»? Он, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Да, и она получит две награды: Награду за соединение родственных связей и награду за садака». [Аль Бухари №1466 и Муслим №998].
И он, мир ему и благословение Аллаха, сказал Абу Тольхе, когда пришел к нему с садака для него: «… и я считаю, что (будет лучше, если) бы распределить его среди родственников…». [Аль Бухари №1466 и Муслим №998].
[Конец примечания.]
Закат, милостыня, садака https://vk.com/zakatsadaka


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев