Передают со слов ‘Аиши, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если женщина раздаст еду, хранящуюся в ее доме, никому не причинив вреда, то она получит награду за свое пожертвование. Ее супруг получит награду за то, что заработал, и такую же награду получит слуга, отвечающий за кладовую. И ничья награда не уменьшится от того, что вознаграждение получит и другой».
Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. https://t.me/bi_blioteka/9911 Комментарий:
Этот хадис свидетельствует о том, что женщина имеет право делать небольшие пожертвования из имущества своего супруга без его предварительного согласия.
Ибн аль-‘Араби сказал: «Мусульманские богословы высказывали по этому поводу различные мнения. Одни считали, что женщина имеет право делать небольшие пожертвования, если муж не испытывает нужды в этом имуществе. Другие богословы считали, что женщина должна предварительно получить разрешение от своего супруга, даже если это разрешение будет носить общий характер. Этого мнения придерживался аль-Бухари.
Оно опирается на хадис, переданный ат-Тирмизи со слов Абу Умамы, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Женщина не должна делать пожертвования из дома своего мужа без его разрешения”. Его спросили: “О Посланник Аллаха! А может ли она раздавать еду?” Он ответил: “Это – лучшее из того, чем мы владеем”.
Однако это мнение противоречит хадису, переданному аль-Бухари со слов Абу Хурейры, в котором говорится: “Если женщина раздает пожертвования из заработка своего мужа без его разрешения, то она получает половину вознаграждения”.
Очевидно, совместить эти хадисы можно следующим образом: если женщина раздает пожертвования с согласия своего мужа, то она получает вознаграждение в полной мере; если же она раздает пожертвования без его разрешения, то получает половину вознаграждения.
Женщине запрещается раздавать милостыню без разрешения мужа, если он беден или скуп. Если же дела обстоят иначе, то она может делать пожертвования без его разрешения и получит за это половину вознаграждения».
См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 205.
📖 Источник: Комментарии к книги Булуг Аль Марам, под названием: «Элементарный фикх с доказательствами четырёх мазхабов».
[Примечание не из книги]:
(Коротко говоря, если жена знает, что если жена столько, то из имущества мужа отдаст как садака, то он не будет против, то может отдавать. Например, у них есть дома рис 5 кг, и пришли бедняки и она знает, что если она отдаст 1 кг риса, то муж не будет против, то она может отдать 1 кг риса. А например, пришли бедные, а жена идет и отдает бедным инструменты мужа, например болгарку, очевидно, что такое недопустимо, ибо муж не будет доволен что его инструмент кому-то отдали. А что-то незначительное, нет проблем отдавать, если муж не скупердяй и из-за этого не начнет устраивать скандалы.)
Пишет Мухаммад ибн АбдульКауи аль-Мардауи аль-Ханбали в «Манзума аль-адаб»:
«Не стоит осуждать скромные подаянья, верша усложнения.
Ты будь снисходителен. — Получишь награду и расположение».
Говорит ас-Саффарини аль-Ханбали, объясняя эти слова:
«Не стоит (…) тебе осуждать жену за что-то из твоего дома, что в скромных размерах было отдано просящему, или чем был угощен голодный и тому подобное. Тебе не следует так поступать, создавая усложнение. (…)
То есть: не делай так, препятствуя, из алчности, скупости и жадности в своем имуществе. Ведь алчность предосудительна, а жадность порицаема. И устоялся, утвердился в месторождении счастья и господства обычай, который заключается в снисходительном отношении к женщинам, в подобных поступках.
О Аллах, только если исключить ситуацию, когда жена знает о жадности своего мужа. В таком случае ей нужно воздержаться от подаяний.
Но автор поэмы (Мухаммад ибн АбдульКауи) не желает тебе быть описанным жадностью, которая несовместима с преуспеянием, и поэтому говорит: «Ты будь снисходителен», — т. е. прояви щедрость и великодушие. (…)
Снисходительность приносит тому, кто характеризуется ею, награду и избавление от забот.
Поэтому автор сказал: «Получишь награду», — проявив снисходительность и предоставив в распоряжение жены немного из своих средств. Она получит награду за вручение (нуждающемуся), и ты получишь полноценное вознаграждение. И вместе с наградой еще получишь расположение (жены). Так ты получишь двойную выгоду: награда и симпатия между вами».
См. «Гиза аль-альбаб» 2/394–395.
Затем ас-Саффарини процитировал несколько хадисов, которые указывают на разрешенность траты женой средств мужа на пожертвования. Среди того, что он привел, можно упомянуть следующее:
«В хадисе Аиши, да будет доволен ею Аллах, передано, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Если женщина без вредительства раздаст что-то из еды, которая есть в ее доме, то ей будет награда за то, что она израсходовала, и ее мужу будет награда за то, что он (это) приобрел, и (слуге), ответственному за хозяйство, будет подобное этому. И ни у одного из них награда не станет (от этого) меньше ни в чем».
Его передали аль-Бухари, Муслим и другие.
И в некоторых версиях сказано: «Если отдаст в виде пожертвования», — вместо «если раздаст».
В двух «Сахихах» также передано, что Асма бинт Аби Бакр ас-Сыддик, да будет доволен Аллах ею и ее отцом, говорила:
«Я сказала: «О посланник Аллаха, у меня нет из имущества ничего, кроме того, что ко мне приносит аз-Зубейр. Могу ли я делать пожертвования?»
Он ответил: «Делай пожертвования и не удерживай накопления, чтобы Аллах не удержал от тебя»»».
См. «Гиза аль-альбаб» 2/395.
Затем ас-Саффарини собрал хадисы, которые указывают на запрет расходования средств мужа без его разрешения.
Часть из того, что он привел:
«В двух «Сахихах» от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передано. что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Не разрешено женщине держать пост в присутствии мужа, кроме как с его разрешением, и не положено ей разрешать в своем доме без его разрешения».
И в версии Абу Дауда передано, что Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, спросили о женщине: «Может ли она раздавать пожертвования из имущества, которое находится в доме ее мужа?»
Он ответил: «Не может, если это не выделенное ей пропитание. А награда распределяется между ними двоими. И не разрешено ей распоряжаться имуществом ее мужа, кроме как с его разрешения».
А в «аль-Джами'» у Ибн Разина аль-‘Абдари дополнение: «И если он разрешит ей, то награда распределяется между ними двоими, а если она это сделает без его разрешения, то ему будет награда, а ей — грех»».
См. «Гиза аль-альбаб» 2/396.
И в конце он объясняет, как совмещаются хадисы по этой теме. Он пишет:
«Если ты спросишь: «Каким образом объединяются эти сообщения?»
— То, ответ будет следующий: разрешение распространяется на небольшие расходы, как это оговорено в словах автора поэмы и других ученых, а запрет (ман’у) касается больших расходов.
Или, можно сказать, что разрешение относится к средствам того мужа, о щедрости и снисходительности которого известно жене, а запрет относится к средствам того, чьей жене известно о его жадности и алчности. Это ясно в их (ученых) словах. И Аллах лучше знает».
См. «Гиза аль-альбаб» 2/396.
[Конец примечания.]
Закат, милостыня, садака https://vk.com/zakatsadaka


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев