✒️ Пишет шейх Сыддык Хасан Хан:
Что касается должника «аль-гарим», то очевидно, что аят охватывает абсолютный смысл этого слова, то есть должник может являться бедняком или богатым, праведным или грешником. Главное, чтобы он был мусульманином. А что касается того, что нет никакой разницы между бедным и богатым относительно довода, то в этом нет никакого сомнения, так как если давать закят только бедным, то не было бы никакой пользы упоминать в аяте должника («аль-гарим») отдельно. Иначе он просто входил бы в число бедных.
Что касается автора «Аль-Манар», то он впал в ошибочное предположение, опираясь только на слова хадиса:«Не выплачивается закят богатому» [Хадис достоверный, «аль–Ирва» (875).]
Он конкретизировал аят о должнике («аль-гарим») этим хадисом, но эта ошибка появилась из-за того, что он посмотрел на слово «богатый» и оставил без внимания конец хадиса, в котором перечислены пять исключений, одно из которых — должник.
А что касается отсутствия разницы между праведным и грешником, то аят не конкретизирует это, и слово «аль-гарим» несёт абсолютный смысл. Тем более, если этот грешник взял в долг для дела, не являющегося ослушанием Аллаха.
А что касается разницы между тем, чтобы взять в долг для подчинения Аллаху или ослушания Его, то смысл аята абсолютный. И как мы уже сказали, если у человека есть долг, то он подпадает под общее значение аята. Нет указания на конкретизацию, взял ли он долг для ослушания Аллаха, роскоши или чего-то другого.
Конечно же, нет никакого сомнения в том, что если выплата закята этому человеку приведёт к дальнейшему ослушанию Аллаха им, то закят для него не дозволен, но это оговорено не данным аятом, а другими доказательствами.
Следовательно, если человек залез в долги из-за роскоши или ослушания Аллаха, но затем покаялся, то он входит в число восьми категорий, перечисленных в этом аяте.
📖 Источник: Книга Сыддык Хасан Хана «Ар-Роудату ан-надийя», которая является комментариями к книге имама Шаукани «Дуроруль-бахийя».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев