Проект закона был внесён губернатором Севастополя Михаилом Развожаевым, сенаторами от Севастополя Екатериной Алтабаевой и Сергеем Колбиным (сейчас — глава комитета заксобрания по экономике и инвестициям) и Вячеславом Гореловым, на тот момент — председателем комитета по градостроительству и земельным вопросам.
Причиной разработки документа, который, казалось бы, не должен вызвать никаких споров, стала ошибка, совершённая властями Крыма и Севастополя в теперь уже далёком 1996 году. Именно тогда при установке памятных дат днём окончания первой обороны было названо 9 сентября.
На самом же деле (и об этом говорится в целом ряде источников) оборона закончилась 8 сентября. Ошибка произошла из-за неправильного перевода дат старого, дореволюционного календаря в новые, соответствующие григорианскому календарю. По горячим следам, в XIX веке, днём окончания обороны Севастополя, которая тогда ещё была не первой, а единственной, было названо 27 августа.
Вот что говорится в донесении по этому поводу Михаила Дмитриевича Горчакова, руководившего обороной с февраля по сентябрь 1855 года
и похороненного на Братском кладбище:
«27-го, утром, неприятель двинулся со всех сторон на приступ с огромными силами. Мы отразили его везде, кроме Малахова, которого отбить было невозможно. Случай был единственный для очищения Севастополя без потери части гарнизона. Утомление неприятеля, сильный урон, им нанесённый, и храброе отстаивание нашими войсками местности у самого выхода из Корнилова бастиона в разорённых домах служили ручательством, что союзники не решатся проникнуть в город до следующего утра», — писал он, добавляя, что вместо города неприятелю остались лишь «одни пылающие развалины».
Эта же дата — 27 августа — стояла и на памятных медалях, которые вручались участникам обороны. Как подчёркивали авторы законопроекта, прибавлять к 27 сентября 13 дней следовало бы в том случае, если бы речь шла о событии, произошедшем в веке 20-м. Именно так, в частности, день Октябрьской революции из 25 октября 1917 года превратился
в 7 ноября. Но применительно к событиям века 19-го действует другое
правило: к старой дате прибавляют не 13, а 12 дней.
В 1996 году на эту тонкость не обратили внимания, и уже в 2015 году ошибочная дата была автоматически перенесена в закон Севастополя № 122-ЗС «О праздниках и памятных датах». Однако допущенная ошибка была замечена историками — в частности, исполнительным директором фонда «История Отечества» Константином Могилевским. Он появлялся в наших публикациях не раз: во многом благодаря его неравнодушию и активному участию была создана и увидела свет трёхтомная монография по истории Севастополя и юго-западного Крыма.
Поскольку при правильном переводе со старого календаря на новый
27 августа превращается в 8-е, а не в 9 сентября, дату в законе предлагалось исправить и впредь отмечать годовщину именно в тот день, когда оборона закончилась на самом деле.
Однако мнения депутатов неожиданно разделились.
Спикер заксобрания Владимир Немцев и ещё ряд парламентариев законопроект поддержали, назвав его восстановлением исторической справедливости. А вот у вице-спикера Василия Пархоменко обнаружился
свой взгляд на эту благородную задачу.
«Что, совсем дураки считали?» — вопросил он, обидевшись за «несправедливость» в отношении устанавливавших даты в 1996 году.
Не менее оригинальным было заявление вице-спикера о попытке «украсть у обороны» один день — ничего страшного, утверждал он, если она будет продолжаться 350 дней, а не 349, как указано во всех разумных источниках. И, наконец, последовала ссылка на крымчан, которые верны решению, принятому в 1996 году.
Эти рассуждения заставили часть депутатов засомневаться, и необходимого для принятия числа голосов законопроект не набрал.
Именно эта нерешительность депутатского корпуса стала причиной, по которой официальные мероприятия в честь окончания первой обороны по-прежнему проводятся в день, когда город (за исключением Северной стороны, куда перешли оставшиеся в живых защитники Севастополя)
уже был оставлен.
Сегодня, 9 сентября, память защитников города почтили на Братском кладбище Севастополя. Сюда пришли представители обеих ветвей севастопольской власти, Черноморского флота, церкви и, конечно, простые горожане, для которых история города — не пустой звук.
«Когда мы приезжаем сюда, на Братское кладбище, мы всегда испытываем острое, пронзительное чувство. Мы скорбим о тех, кто отдал жизни за наше Отечество, мы испытываем благодарность за то, что они защитили нашу Родину, отдав самое дорогое — жизнь. И это — высокая плата за наше будущее», — сказала, выступая перед собравшимися, сенатор Екатерина Алтабаева.
Митингу-реквиему предшествовало богослужение, прошедшее в Свято-Никольском храме. На стенах храма можно найти названия воинских частей, участвовавших в первой обороне города. А на самом Братском кладбище — могилы, в которых похоронены тысячи солдат и офицеров. Вечная память всем защитникам Севастополя.
Нет комментариев