Предоставить ребенку достаточное количество разнообразных сенсорных впечатлений, научить его обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает, т.е. сенсорные эталоны.
Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия.
В качестве сенсорных эталонов
цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов
формы - геометрические фигуры,
величины - метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной).
В
слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения (измеряемые в децибелах), фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во
вкусовом восприятии - это четыре основных вкуса и их сочетания. В о
бонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т.п.
Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками не только раннего, но и дошкольного детства. Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств предметов. При помощи сенсорных эталонов малыш становится способен систематизировать и обобщить свой сенсорный опыт.
Слово играет большое значение при усвоении сенсорных эталонов. В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные и двигательные, вкусовые и обонятельные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены — обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более стойкими, четкими.

Таким образом, если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. Именно при помощи слова удается закрепить полученные образы восприятия, формируя на их основе представления.
#сенсорноеразвитие #дети #сенсорноеразвитиедетей #раннееразвитие #сенсорнаяинтеграция #развитие #развитиеребенка #психология #развитиедетей #сенсорноеразвитиевмладенчестве #ребенок #детство #дошкольноеразвитие
Комментарии 4