В комнате, ставшей экспозиционным залом, в годы Великой Отечественной войны жила вместе с родителями Тамара Петрова – одна из последних свидетельниц трагедии той войны в Ясной Поляне
Мама Тамары Васильевны работала в яснополянской больнице, а отец был главным агрономом Ясной Поляны. Их дочь появилась на свет в январе 1941 года, поэтому о начале войны своих собственных воспоминаний у нее нет. Позже Тамаре рассказывали, что, когда Ясную Поляну начали бомбить, у старейшего музейного здания, где жила ее семья, где также жили сотрудники музея, появилось новое назначение – он стал укрытием. От авиабомб жильцы Дома Волконского прятались в его подвале со сводчатым потолком.
Одно из самых значительных воспоминаний самой Тамары Васильевны относится к периоду, когда ей было всего три или четыре года: «Я помню, как по деревне бежали женщины и рыдали. Я приходила домой и рассказывала про это, например, про тетю Зину. А мама объясняла, что той пришла похоронка».
Более четкие воспоминания Тамары Васильевны связаны уже с послевоенным периодом. В 1946-1947 годах в Ясной Поляне оставались немецкие военнопленные, которые были привлечены к восстановлению разрушенного. «Тогда все мы не очень хорошо питались, почти нечего было есть. Поэтому собирали много грибов. И вот как-то я, маленькая девочка, в очередной раз бегу за грибами. А немцы меня увидели и спрашивают: “Эссен? Эссен?” То есть: “Можно ли это есть?” А наши родители и другие, кто тут жил, потихоньку этих пленных подкармливали».
На выставке в Доме Волконского представлены уникальные архивные материалы, рассказывающие о том, как Ясная Поляна пережила военные годы. Сегодня – последняя возможность увидеть эту экспозицию.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев