Наши предки – небольшие зверьки, жившие на деревьях еще со времен мезозоя. Их пищей служили плоды и трава, а их роль в мире, где царствовали древние рептилии, была очень скромной. В начале кайнозойской эры именно от них произошли самые ранние приматы. Мозг приматов неуклонно рос и совершенствовался, их морда не выступала вперед так сильно, как у других животных, а передние лапы приобрели способность к хватательным движениям.
Кто же был нашим непосредственным предком, стоявшим на границе разумной и неразумной жизни, кто был первым гоминидом? Сохранились останки человекообразных дриопитеков (буквально – «лесных обезьян»), которые жили около 20 млн лет назад. Возможно, именно они были нашими общими предками с шимпанзе и гориллами. Иногда первым гоминидом называют рамапитека, жившего на территории современной Индии 9-12 млн лет назад. Это была обезьяна ростом не более 110 см, но уже обладавшая способностью к прямохождению: рамапитек пользовался для ходьбы задними конечностями. Другой вид человекообразных обезьян, который мог оказаться предком людей – африканский австралопитек, о котором уже шла речь.
Австралопитеки жили примерно 3 млн лет назад, их рост был 122–152 см, и они тоже передвигались на двух ногах, как следует из удлиненной формы их ног и передних конечностей.
Вероятно, главным толчком эволюции человека стало отступление лесов и появление обширных степей. В условиях степи с ее высокой травой попытки хождения на задних конечностях дали первым гоминидам неожиданные преимущества: теперь стало проще ориентироваться (видя конечную цель поверх трав), издали можно было заметить крадущегося хищника. Переход к прямохождению позволил подставлять палящим солнечным лучам не спину, а только макушку — так как ее поверхность гораздо меньше, это избавило гоминидов от перегрева. Они выделяли меньше пота, а значит, меньше привлекали своим запахом хищников. Кроме того, отныне они смогли обходиться намного меньшим количеством воды.
Постепенный переход к прямохождению высвободил передние лапы, которые уже не нужны были в качестве опоры. Наши предки стали использовать их для других целей – прежде всего, как хватательные конечности. Оказалось, что пятипалые лапы могут сломать палку, бросить камень, нарвать травы. Выполняемая ими работа усложнялась. Обезьянья лапа постепенно превращалась в человеческую руку. Рука является не только органом труда, но и его продуктом. Совершенствуясь, она приобретала способность выполнять несравненно большее количество операций, чем лапа обезьяны, и таким образом заставляла мозг решать все более сложные задачи. Справедливо будет сказать, что рука человека создала его мозг, а мозг – его руку.
Усложняясь, работа гоминидов становилась коллективной. В отличие от животных им потребовалось изобретать систему сигналов и знаков, без которых совместный труд невозможен. Так стал развиваться будущий человеческий язык, а стая приматов начала приобретать черты человеческого общества.
Там, где обнаруживали останки австралопитеков, находили также и сделанные ими примитивные орудия из кости и камня, а это подтверждает достаточно высокий уровень интеллекта этих человекообразных обезьян. Австралопитеки не просто использовали подходящие камни – они заметили, что если долго ударять камнем о камень, то он раскалывается на части, края которых острее и намного лучше способны резать, чем необработанные камни. Можно сказать, что это было первым техническим открытием, совершенным на Земле с момента ее возникновения.
Дальнейшее было делом эволюции – все особенности австралопитека, полезные для выживания, были ею закреплены. Прямая походка на задних ногах становилась тверже, координация движений повышалась, одновременно развивалась моторика передних конечностей и отделы мозга, управляющие ею. В результате все это привело к возникновению более высокоорганизованного гоминида, которого называют человеком умелым (Homo habilis).
Homo habilis ходил на задних ногах и был ростом около 140 см при объеме мозга 670–680 см3 (у австралопитека примерно 530 см3).
Homo habilis начал строить первые на планете человеческие жилища, об этом говорят уложенные им по кругу камни, служившие, вероятно, подобием фундамента. На этих камнях воздвигали шалаши или заслоны от ветра. Судя по останкам костей, найденных вместе с костями человека умелого, эти люди умели охотиться на быков, лошадей, кабанов и антилоп, а также занимались собирательством.
Первобытная добыча пищи потребовала социальной реорганизации стай гоминидов, так как необходимо было одновременное участие многих охотников (она была коллективной). Для этого, очевидно, требовалась какая-то система простых сигналов, из которой позже разовьется язык. Социальные связи в такой стае усложнялись и развивались. Впереди был трудный путь человекообразных существ к человеку.
#эволюция #человек #происхождениечеловека #дарвин #приматы #гоминиды #древниепредky #homoerectus #homosapiens #прямохождение #антропогенез #научнаятеория #биологическаяэволюция #историячеловечества
Нет комментариев