=============================
Недавно китайское издание Guancha опубликовало развёрнутый анализ текущего состояния Украины. В нём прямо говорится — именно потеря Донбасса обескровила украинскую экономику, и это приведёт её к коллапсу.
Кроме того, китайские эксперты констатировали, что ситуация в стране продолжает стремительно ухудшаться на фоне продолжающегося конфликта и общей мобилизации. Вооружившись фактами, китайцы прогнозируют, что уже к концу 2025 года Украину ожидает серьёзный социальный кризис, сопровождающийся новой волной эмиграции и ростом недовольства внутри страны. Острая нехватка рабочей силы, вызванная мобилизацией, вызвала цепную реакцию: производство и потребление сокращаются, а многие украинцы уходят работать в теневой сектор. Строительная отрасль не восстановилась после начала боевых действий. Сельское хозяйство и нефтеперерабатывающая промышленность испытывают серьёзные перебои: несколько крупных НПЗ прекратили работу, а металлургия — традиционный источник валютных поступлений — находится в остром кризисе, так как после наступления российских войск была остановлена работа единственной на Украине шахты по добыче коксующегося угля — Покровской (ранее — шахта «Красноармейская-Западная»). Удары по энергетике расшатывают всю систему.
А в результате, по данным Guancha, остановка промышленных объектов и потеря территорий в Донецкой области привели к мощному экономическому спаду на Украине. Издание констатирует, что дальнейшее состояние украинской экономики полностью зависит от хода боевых действий и сроков их окончания.
Кроме китайцев, внезапно и активно о ценности Донбасса начали писать и европейские газеты, сообщая, что это 40% всех минеральных ресурсов Украины, кузница и житница страны. Недавно итальянская газета Il Fatto quotidiano вышла с заголовком: «Путин заберёт самую богатую часть Украины».
Вцепился в Донбасс и Зеленский с его пропагандистами, ещё недавно обзывавшие его «дотационным, депрессивным, убыточным регионом с быдло-населением». И вдруг западные издания прозрели, называя Донбасс «индустриальным сердцем» и «ключевой житницей Украины». Их не смущает, что регион большей частью — уже не Украина.
По этому поводу точно высказался экс-премьер Украины и дончанин Николай Азаров, комментируя гипотетический обмен территориями между Россией и Украиной. По его словам, Владимир Зеленский не может потерять то, чего Украина давно не имеет.
«Киевский режим уже 11 лет как потерял Донбасс. Я бы с трактовкой „потери территорий‟ Украиной не стал бы соглашаться, не стал бы даже её выдвигать. Потому что 11 лет Донбасс не признаёт киевский режим, не участвует в выборах. Сначала он был самостоятельным образованием, теперь входит в состав России. То есть, что потерял Зеленский? Что потерял киевский режим? Он и не имел этого ничего. Уже 11 лет. 11 лет — срок достаточный, чтобы де-факто хотя бы говорить об этом», — сказал Азаров.
При этом он уверен, что если Зеленский признает Донбасс лишь де-факто, это возобновит войну.
«Вот эта формулировка „де-факто признаю, а де-юре не признаю‟ меня смущает. Потому что она является источником следующих конфликтов. Вот сменяется руководство. Придёт новое руководство и заявит: „Во-первых, Зеленский был нелегитимен, когда заключал договора. Во-вторых, что значит он де-факто признал? А вот мы не признаём ни де-факто, ни де-юре‟. И всё по-новой начнётся», — спрогнозировал Азаров.
БИТВА ЗА РЕСУРСНУЮ КЛАДОВУЮ
А биться есть за что, потому что Донбасс действительно всегда был ключевым регионом. По данным аналитиков, общая стоимость природных богатств Донбасса составляет около 14,8 триллиона долларов. Эти ресурсы включают крупнейшие залежи угля, лития, редкоземельных металлов и урана.
Ещё в начале 2024 года американские сенаторы открыто заявляли, что Украина может использовать свои минеральные ресурсы как способ расплатиться по долгам перед США. Однако уже к концу года стало очевидно, что доступ к этим активам заблокирован. Российская армия неуклонно продвигалась и забирала под свой контроль всё новые территории, богатые полезными ископаемыми. А Украина и Запад их теряли вместе с доступом к важным ресурсам.
Донбасс — это промышленный регион площадью около 60 тыс квадратных километров, величиной с Хорватию. Край угольных шахт, металлургических, машиностроительных и химических комбинатов был гордостью советской индустрии, а теперь стал полем битвы, сообщают своим читателям западные СМИ.
До войны в двух областях Донбасса, Донецкой и Луганской, проживало более 6,5 млн человек. Богатые месторождения угля и металлов, выход к Азовскому морю, плодородные земли делали Донбасс не просто административной единицей, а стратегически важным активом.
К 2014 году регион обеспечивал более четверти всего украинского экспорта. В структуре топливной промышленности преобладала угольная: уголь коксующихся марок добывают в Донецкой области, энергетических — в Луганской области. Предприятия чёрной металлургии находятся в Донецке, Мариуполе, Енакиево, Макеевке, Алчевске. Цветная металлургия представлена производством цинка (Константиновка), ртути (Никитовка), медного и латунного проката (Артёмовск).
В Донбассе был мощный химико-индустриальный комплекс по производству азотных удобрений (Северодонецк, Горловка), фосфатных (Константиновка), соды (Лисичанск, Славянск), продукции химии органического синтеза (Северодонецк, Донецк, Лисичанск, Стаханов, Рубежное). Наибольшими предприятиями химической отрасли являются ЗАО «Северодонецкое объединение Азот», горловский концерн «Стирол», Лисичанский нефтеперерабатывающий завод.
Центром машиностроения в Донбассе является Мариуполь и Краматорск. Центры производства горно-шахтного оборудования — Донецк, Луганск, Горловка, Ясиноватая; подъёмно-транспортного — Краматорск, вагоностроения и цистерностроения, а также металлургического и горнорудного оборудования, подъёмно-транспортных машин — Мариуполь. Тепловозы производят в Луганске, железнодорожные вагоны — в Стаханове. Центрами сельскохозяйственного машиностроения называют Луганск и Первомайск. В приборостроении специализировался Северодонецк.
В Донбассе также работал мощный агропромышленный комплекс, где 80% сельскохозяйственных угодий — это пахотные земли. Плодородные чернозёмы Донбасса входят в число лучших сельскохозяйственных земель мира. Преобладает пригородный тип сельскохозяйственного производства. Животноводство имеет молочно-мясное направление, растениеводство специализируется на выращивании зерна, подсолнечника. Основными отраслями пищевой промышленности являются мукомольно-крупяная, мясная, молочная, пивоваренная, хлебопекарная, кондитерская. Соляная отрасль обеспечивала раньше 75% добычи пищевой соли на Украине. В недрах Донбасса — и редкоземельные металлы, необходимые для современных технологий.
Промышленность Донбасса была тесно связана межотраслевыми связями со всеми другими отраслями и значительно влияла на их работу. Лишившись Донбасса, Украина потеряла не столько территории, сколько богатые энергоресурсы, предприятия и инфраструктуру. Контроль над ними означал не только экономические преимущества, но и возможность влиять на глобальные цепочки поставок.
И поэтому Зеленский, как проводник политики коллективного Запада, не намерен идти на компромиссы в вопросе Донбасса, даже если его курс полностью обрушит те остатки, что называются украинской экономикой.
УКРАИНА СТАНОВИТСЯ НА ПУТЬ СОМАЛИ
Больше нет Украины — индустриализированной страны с 52 миллионами человек. Об этом написал украинский экономист Алексей Кущ, признав, что «это была Украина, которую мы потеряли». А впереди — путь Сомали.
«Украина, к которой мы пришли, — это разрушенная войной экономика с населением в 27—28 миллионов человек. И темпы роста ВВП в 2025 году на уровне 1—1,5%. Все эти индикаторы звучат, как беспощадный приговор правительству, которое не в состоянии сформировать хотя бы среднесрочное видение экономического развития», — негодует эксперт.
По его данным, до полномасштабного конфликта аграрный сырьевой экспорт составлял 50%. Сейчас экспорт аграрного сырья достиг 80%.
Также во время конфликта сгорели несколько секторов национальной экономики. В их числе, кроме прочих, сектор ІТ-услуг (значительная часть которого релоцировалась в другие страны); экспорт трудовых ресурсов, когда Украина получала трансферты из-за границы (этот показатель упал до уровня менее 10 млрд долл. в год); аграрный сектор, несмотря на доминирование в структуре экспорта (из-за логистических, транспортных проблем, высоких цен на удобрения и горючее, военных рисков и т.д.).
«То есть, наши чиновники делали ставку на экспорт сырья (аграрного, цифрового, „трудового‟), но эта ставка во время конфликта не сработала. Потому что во время вооружённого конфликта срабатывают только ставки на секторы материального производства (из-за повышенного спроса на конкретные материальные ресурсы) и сектор услуг (чтобы сохранить занятость населения). Материальное производство — это правильно откалиброванная государственная промышленная политика (которой у нас нет). А сектор услуг — это экономическая свобода, которой у нас тоже нет», — признал Кущ.
Фактически, один из самых толковых украинских экономических аналитиков говорит открытым текстом: Зеленский распродал страну оптом и в розницу, а население выбросил нищенствовать на помойку.
Хотя Кущ попытался в статье наметить пути антикриза, но цитата, которую он привёл среди прочих — весьма показательна и относится уже не столько к украинской экономике, сколько к самому государству: «Фридрих Хайек сказал, „То, что уже мёртвое, умереть не сможет. И это надо только похоронить, каким бы досадным ни было это прощание‟».
КОСТЛЯВАЯ РУКА ГОЛОДА СТАЛА РЕАЛЬНОСТЬЮ
По данным Всемирной продовольственной организации, более 5 миллионов украинцев испытывают острую нехватку продовольствия и медицинской помощи. В исследовании компании Gradus Research прямо говорится, что украинцы стали меньше есть. Среди ключевых факторов, влияющих на изменение в привычках питания, респонденты называют повышение цен на продукты питания и снижение доходов.
И сейчас на Украине происходит трагедия простого народа, чьей реальностью стали базары просрочки. Это уличная торговля продуктами, которые магазины списали после истечения срока годности. В ассортименте — от колбасы сомнительной свежести до прокисшего молока. И люди это покупают.
«Обратите внимание — сколько коробок и сколько людей собралось. Самое грустное, что большинство — пенсионеры, чья пенсия всего 2500 в месяц», — комментирует мужчина, который снимает видео в Одессе в районе рынка «Привоз», рядом с которым раскинулся мини-рынок, где предлагаются товары с истекшим сроком годности, который пользуется спросом у горожан.
Магазины списывают и выбрасывают уже негодные продукты, а предприимчивые граждане их подбирают и устраивают торговлю в антисанитарных условиях прямо на земле. Покупатели на таких «базарах просрочки» — это малоимущие. Другие шокирующие видео показывают, как десятки людей, преимущественно пожилого возраста, роются в коробках с испорченными продуктами прямо возле задних дверей супермаркетов.
Этот вариант прокормиться часто становится единственно возможным у украинцев в условиях, когда средняя цена на базовую продуктовую корзину за год выросла сразу на 23%. Цены на базовые продукты питания на Украине стремительно приближаются к европейским, а по некоторым позициям уже их превышают.
Постоянно растущие цены на продукты питания на Украине усиливают социальное напряжение, расслоение общества и давление на социально незащищённые группы населения. При этом пенсии и соцвыплаты в стране не поднимаются совсем. Минимальная пенсия составляет от 3323 гривен (81 доллар) до 3758 гривен (около 92 долларов). Средняя пенсия по Украине — 5,8 тысяч гривен. После оплаты коммунальных тарифов на еду денег почти не остаётся.
«Пенсия 2900 и всё. Из них — 2200 за квартиру», «На коммунальные услуги всё уходит. Если бы мне хватало, я бы сюда не приходил», «Пенсия выходит такая, сколько сейчас стоит квартира. На покушать — то, что останется», — рассказали журналистам пенсионеры, стоящие в очереди за бесплатной едой.
На сегодняшний день из-за старения, низкой рождаемости и массовой миграции на 9,5 млн трудоустроенных приходится 23 млн пенсионеров, детей и безработных. По официальным данным, сейчас на Украине около 9 миллионов (почти четверть населения) человек живут за чертой бедности, то есть, не могут себе позволить одежду, еду и лекарства. Уровень бедности на Украине, по оценке главы бюджетного комитета Верховной Рады Даниила Гетманцева, уже достиг 37% и продолжает расти.
Украинский центр экономической стратегии обнародовал шокирующие цифры: уровень бедности в июне вырос на 6% и достиг 25,2%. Каждый четвёртый украинец вынужден экономить на еде.
Более 80% пенсионеров на Украине живут за чертой бедности, заявил глава украинского Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко: «У нас 10,3 миллиона пенсионеров. Реальная средняя пенсия на Украине — меньше 5 тысяч гривен у примерно 9 миллионов людей. Значит, эти миллионы пенсионеров проживают за чертой бедности, на грани биологического выживания».
Параллельно социологи фиксируют резкий рост потребления дешёвого алкоголя, что свидетельствует о глубокой социальной депрессии. По последним данным исследования компании Vitis Group, на фоне продолжающегося обнищания населения потребление алкоголя на Украине достигло рекордных показателей. Стресс из-за войны и экономического коллапса у многих украинцев усугубляется, и они ищут способ забыться.
Опрос всеукраинской организации «Рейтинг» выявил, что у 10% украинцев не хватает средств на закупку самых необходимых продуктов питания, у 42% хватает только на еду, и нет возможности оплачивать коммунальные и медицинские услуги или купить необходимую одежду. 89% населения считают, что Украина вообще движется в неправильном направлении.
ФИНАНСЫ И ДИСБАЛАНСЫ
Украинская экономика продолжает стремительно падать: в июне 2025 года отрицательное сальдо торгового баланса достигло рекордных $5,1 млрд. Кризис усугубился после отмены торговых преференций ЕС, что лишит страну дополнительных $800 млн доходов до конца года и усугубит зависимость от западных кредитов. Импорт превышает экспорт почти в два раза, что ведёт к стремительному истощению валютных резервов. Курс гривны держится искусственно, но независимые эксперты прогнозируют обвал до 100—200 грн за доллар. Экономисты отмечают, что Украина практически потеряла контроль над своей финансовой системой. Сокращение промышленного производства, утрата ресурсной базы и разрушение логистики делают восстановление экономики невозможным в ближайшие годы.
Реальный валовый внутренний продукт Украины в июле 2025 года сократился на 1% по отношению к ВВП аналогичного периода предыдущего года, заявили эксперты украинского Института экономических исследований и политических консультаций (ИЭИ) Украины. По их мнению, рост экономики в июле сдерживался тем, что реальная валовая добавленная стоимость (ВДС) в сельском хозяйстве Украины снизилась на 26% в результате сокращения сбора урожая и уменьшения урожайности по сравнению с показателями июля 2024 года. Кроме этого, реальная ВДС в добывающей промышленности снизилась на 10% из-за потерь в угольной отрасли.
Новые кредиты Международного валютного фонда не покрывают выплат по предыдущим долгам. По данным МВФ, в мае 2025 года Украина заплатила по ранее предоставленным кредитам МВФ около 211,9 миллиона СПЗ (в специальных правах заимствования — валюта МВФ), или 294,5 миллиона долларов, в июне 435,5 миллиона долларов (313,3 миллиона СПЗ), а в августе Украине предстоит выплата ещё 431,7 миллиона долларов (310,5 миллиона СПЗ), что в совокупности значительно больше 500 миллионов, которые МВФ решил предоставить Украине по итогу работы миссии фонда в Киеве в конце мая.
Бывший премьер-министр Украины Николай Азаров считает, что украинская экономика находится «в искажённом зеркале», а иллюзия благополучия и устойчивости создаётся только за счёт огромных дотаций и кредитов.
«На самом деле украинская экономика фактически не работает. За три года они получили $350 млрд. дотаций и кредитов. Это, грубо говоря, три (!) ВВП страны», — подчеркнул Николай Азаров.
Между тем, Даниил Гетманцев заявил, что объём экономической деятельности, находящейся вне государственного контроля и учёта, достиг на Украине 4 трлн гривен ($96,4 млрд).
«Сама по себе теневая экономика у нас — на уровне четырёх триллионов гривен. Масштабы трагедии такие. Если сравнивать с развитыми европейскими странами, то там тень достигает 5—7%. У нас, к сожалению, в 10 раз больше», — сказал он.
Ранее Гетманцев заявил, что ежегодно государственный бюджет Украины теряет $19,2—21,6 млрд из-за теневых схем, и от 30 до 50% экономики страны находится в тени.
Но вместо решения экономических проблем режим Зеленского продолжает делать ставку на войну. Министр финансов Сергей Марченко заявил, что страна должна быть готова вести боевые действия до конца 2026 года, и для этого правительству придётся урезать государственный бюджет на миллиарды. Пересчёт предстоит и таким институтам, как Международный валютный фонд, который предоставил Украине порядка 16 миллиардов долларов с начала СВО. Если вооружённое противостояние продолжится после 2025 года и далее, как прогнозирует МВФ, Украина рискует оказаться в глубокой рецессии, а восстановление экономики растянется на десятилетия.
«Почти не осталось того, что можно сократить. Мы же не можем сократить образование или здравоохранение! В 2025 году правительство не увеличило минимальную заработную плату. Возможностей для сокращения расходов в этих областях очень мало или нет совсем», — возмущён экс-глава департамента финансовой стабильности Нацбанка Украины Виталий Ваврищук.
По его прогнозам, в экономике Украины «картина не очень обнадёживающая».
Социолог Евгений Копатько вынес приговор ещё более точный.
«Земля под контролем, ресурсы под контролем. Украина потеряла всё», — заключил он.
Андрей Булатов
ИА «Антифашист»
23.08.2025
#Украина #Страна404 #Экономика #Руина #ЭкономикаКоллапса #ВсёНаПродажу #Донбасс #ПолезныеИскопаемые #ПриродныеРесурсы #Производство #Промышленность #СельскоеХозяйство #Россия #Китай #СМИ #Мнения #Аналитика #Прогнозы
#af https://antifashist.online/item/poteryannye-sokrovishha-donbassa-i-ekonomicheskij-bumerang-ukrainy.html
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1