Центробанк в очередном прогнозе обещает, что российская экономика к концу текущего года замедлит темпы роста до нуля. Это будет означать, что материальное производство, в первую очередь высокотехнологичные отрасли, в силу своей специфики наиболее чувствительные к тяжёлой рецессии, вступят в полосу острого кризиса, утратив не только потенциал для поддержания текущей деятельности, но и начав терять или «проедать» основные производственные фонды. Этот процесс, по оценке ЦМАКП, может перейти в невозвратную фазу даже при существенном снижении ключевой ставки. Даже перед лицом такой перспективы, одним из последствий которой станет сжатие товарной массы и скачок розничных цен, регулятор не намерен отказываться от жёсткой денежно-кредитной политики.
2. Правительство вынуждено принимать комплекс мер, чтобы вывести экономику из траектории отвесного падения, которую в ЦБ называют «траекторией сбалансированного роста». В новой редакции госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» прямо указано, что наряду с внешними санкциями главным вызовом и риском для инновационной экономики и экономического развития в целом является «сокращение инвестиционной активности из-за несвоевременного возврата к смягчению денежно-кредитной политики». Такая оценка последнего снижения ключевой ставки излишне дипломатична, если учесть известное высказывание Заботкина, заместителя Набиуллиной, который прямо заявил: «Центробанк не имеет мандата на развитие экономики», — тем самым грубо указав правительству и его апелляциям к смягчению ДКП на предназначенное исполнительной власти место в координатах регулятора.
3. В этих условиях правительство проводит ряд мобилизационных мер, сглаживая последствия разрушительных действий ЦБ. В частности, постановление правительства от 2 августа № 1158 ужесточает условия, при которых возможно изменять объёмы финансирования госпрограмм и нацпроектов. Поправки необходимо будет обосновывать и вносить до представления проекта бюджета в Госдуму. При этом, если изменения потенциально могут ухудшить плановые показатели более чем на 10 %, потребуется санкция Президента, а если целевые характеристики будут сохранены — решение главы правительства. Для устранения разногласий по параметрам финансирования госпрограмм в региональной части куратор нацпроекта (вице-премьер) привлекает членов профильной комиссии. Такой порядок вводится впервые и обусловлен, в частности, хроническими поправками сводной росписи в части госпрограмм — в 2024 году было внесено 6,5 тыс. изменений. Следствие — не введено в установленные сроки 59 % объектов от их планового количества. При этом Минфин, с целью скрыть недостатки, уменьшил плановое количество объектов, подлежащих вводу в эксплуатацию в 2024 году, с 236 до 137, что привело к сбоям в реализации нацпроектов и госпрограмм.
4. Важнейшим нововведением следует считать объединение в едином контуре государственных информационных систем (ГИС) и сплошную цифровизацию процессов госуправления. В сочетании с переводом бюджетных расходов и платежей на цифровой рубль это позволит не только контролировать движение финансовых потоков в реальном времени и отслеживать их целевое использование, но и, что гораздо важнее, вывести из-под контроля ЦБ денежную массу и её объёмы. Это даст правительству возможность, по существу, проводить цифровую денежную эмиссию в интересах реального сектора, игнорируя нормативы регулятора, которых он обязан придерживаться в соответствии с юридическими обязательствами перед МВФ. https://t.me/russicaRU/64130
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев