Каган Руси
Есть такой западный источник: Константин VII Багрянородный — «О церемониях византийского двора»
(De Ceremoniis aulae Byzantinae, середина X века) под авторством
византийского Василевса Константина VII (913–959).
Он описывает, как следует принимать иностранных послов при византийском дворе.
В этом тексте Русский князь назван: «ὁ καγάνων τῆς Ῥωσίας» — «каган Руси».
Царский титул Например, когда приходят послы «кагана Руси», в регистре их называют:
«τοῦ καγάνου τῆς Ῥωσίας» — «от кагана Руси»
Это означает, что русские правители сами называли себя каганами в своих посланиях или, по крайней мере, византийцы их так воспринимали.
Когда византийский император получает посольство от «кагана Руси», он говорит:
«Χαίρει ὁ βασιλεὺς τῷ καγάνῳ τῆς Ῥωσίας.»
«Император приветствует кагана Руси.»
Император не признаёт его равным себе (он — василевс), но признаёт его как автономного правителя — с титулом, значимым в международной политике.
Церемония вручения подарков и аудиенция
Послы «кагана» получают аудиенцию в определённый день, после одобрения Сенатом и патриархом.
Император садится на трон, а послы произносят приветствие от имени «кагана».
Им выдаются дары и письма в ответ, где обычно подчеркивается доброжелательное отношение к Руси.
Русь в X веке — это серьёзный партнёр Византии.
Титул «каган» означает, что византийцы воспринимают Русь как варварское, но государственное образование, подобное Хазарии, Булгарии, Албании.
Приём кагана — это признание суверенитета, но не равенства: византийский император — всё равно выше, он «василевс вселенной».
После крещения Руси в 988 году и установления тесного церковного союза с Византией: Русские князья больше не называют себя «каганами». Но это отдельная история

с отечественными источниками.
Председатель СНТ
Нет комментариев