Ибн Къаййим аль-Джаузийя (да помилует его Аллах) сказал:
«Искреннее наставление – это благодеяние человеку, исходящее из сострадательности и милосердия к нему, заботы и переживания. Это и есть настоящее чистосердечие и доброе отношение, основанное на милосердии и доброте. Искренний советчик дает наставление только из стремления к Лику Аллаха и надеясь снискать Его благоволение, желая добра Его творениям.
Поэтому он делает это в крайне мягкой форме, терпит обиды и упреки, исходящие от человека, к которому обращено наставление. Он обходится с ним подобному тому, как сострадательный доктор относится с тяжело больным человеком. Ведь доктор терпит дурной характер больного, его грубость, исходящую от него антипатию, и обходится с ним мягко, дабы всеми возможными путями донести до него лекарство. Именно таков искренне наставляющий человек.
— А что касается упрекающего, то это человек, который в форме наставления стремится опорочить и унизить людей, а получив замечание, накидывается с бранью и руганью. Такой, облачив себя в одеяние искреннего наставляющего и сопереживающего человека, говорит: “Ты совершил то-то и то-то! Ты достоин осуждения и заслуживаешь пренебрежения!”.
А ведь когда этот человек видит за таким же делом или дурным поступком, того, кого любит и к кому хорошо относится, он не предъявляет ему претензий, и ничего не говорит. Напротив, ищет для него разнообразные оправдания, а уж когда ничего не находит, то говорит: “Никому не дарована непогрешимость! Человек – существо подверженное ошибкам! Достоинства этого человека превосходят его недостатки, а Аллах Прощающий, Милосердный!” и т.п.
Удивительно! Чего только не удостаивается тот, кого он любит и что только не достается тому, кого ненавидит. Как получается, что [неприятель] от тебя получает упреки и осуждения, облеченные в форму наставления, а другому [, совершившему то же самое, по причине любви к нему] ты выражаешь надежду, что Аллах простит его и будет к нему снисходителен, и при этом находишь ему различные оправдания?
Также из отличий между искренним советником и упрекающим то, что искренне наставляющий не начинает враждовать с тобой, если ты не принял его наставление, а лишь говорит: “Моя награда уже у Аллаха, принял ты мое наставление или нет”, а в твое отсутствие просит у Аллаха за тебя, и не указывает людям на твои недостатки. А упрекающий противоположен всему этому”
— (См. «ар-Рух» стр. 257-258)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев