Взяли ее здесь, в Скарятинском. Дело вел некто Глаголев, следователь. Именно ему она дерзко признавалась, что если чего и говорила, то "в рамках обмена мнениями и без желания навредить пролетарскому государству". Да, "в 1927-1928 годах сочувствовала идеям троцкизма", да, с 1931-го считала "что партия преждевременно проводит коллективизацию" и вообще "в извращенной форме" строит социализм. И все это, как специально подчеркнет на допросах, "выражала только в стихах"...
Это вот, наверное, и главное. Если в Казахстан, в лагерь, ее, росчерком пера, сослал сам Ягода, то именно Глаголев - и тоже росчерком пера! - отправил в печь изъятые у нее и исчезнувшие навек 95 страниц новой пьесы с интригующим названием "15 долларов и 30 рублей", повесть "Серое знамя", объемную переписку ее и, конечно, тьму стихов! Ибо, как раз тогда и, словно нарочно на ней, право "уничтожения того, что не являлось вещдоком" было дано, может, самым далеким от творчества людям - упертым "следакам" НКВД.
Когда преступление - мысль! (Москва, Трубниковский пер., 26)
Первой полюбившейся книгой для пятилетней Ани стал когда-то роман Марка Твена "Принц и нищий". Ей, сквозь слезы над ним, не раз казалось, что и ее место не в бедной семье. Исследователи предполагают даже, что именно тут кроются "истоки двойничества в ее творчестве". Что ж, может быть. Но мне, зная жизнь ее, иной раз кажется, что сама биография ее чуть ли не иллюстрация романа Твена. А что?! То дворец в Кремле, то барак в Инте, то в друзьях элита, то "с нар откинувшиеся" урки, то, наконец, членство в Союзе поэтов, а то - поломойка с тряпкой в руках в калужской школе.
Разве не похоже?..
Жить после казахских лагерей, где она заработала туберкулез и в 38 лет стала инвалидом, ей "позволили" в Калуге. Поразительно, но еще там, в Казахстане, коченея по ночам в промозглых бараках, вкалывая от шмона до шмона то в прачечной, то в пошивочной, то пася овец или выпалывая сорняки, она спасалась стихами, которые не записывала - запоминала. Второй сборник, что еще до ареста ей помогала собирать Мария Ульянова, так при жизни Барковой и не выйдет. Даже ни одной подборки в журналах не примут. Прокаженная! Но чем острее ощеривался мир против нее, тем злее относилась к миру она, сухая, одинокая, колючая. И если раньше, издеваясь над "Ахматовой в спецовке", всякие "Малашкины, Малышкины, Зоревые и Огневые (фамилий, - напишет позже, - уж и не помню)" клеили ей чертовщину, мистику и анархизм, то ныне, не печатая, но поминая ее, обвиняли уже в бандитизме и душевной патологии.
А она в 1939-м, выйдя на свободу, редко, но все же читала товаркам (уборщицам, сторожихам, дворникам) новые и почти уже беспросветные стих:
Ты склоняешься к закату,
Ты уйдешь в ночную тьму,
Песни, скованной, распятой,
не пожертвуй никому...
Знала, предчувствовала гибель, ждала ее и почти любила.
В дневниках ее восьми калужских лет, до нового ареста в 1947 году, писала:
"Почему для меня так мертво звучат всяческие изъявления верований. Всяческие проповеди? Во что верю я сама? Ни во что. Как можно так жить? Не знаю. Живу по древнему животному инстинкту самосохранения и из любопытства. Это и называется путешествие на край ночи..."
Философствовала: "Чадит мертвечиной" от самых возвышенных и священных чувств и идей?.. Может, каждому народу суждено пройти свой курс лицемерия. У нас его до сих пор не было... Надежда - величайший враг людей, а победа рождает поражение. Победитель силой необходимости приобретает самые дурные черты побежденного..."
Горевала: "Катастрофическое отсутствие человека при многолюдстве... Я чертовски соскучилась об уме и широком взгляде на вещи, о некоторого рода пронзительном, остром и светлом цинизме (у меня самой его избыток). Пишу о себе: я больна и полушутя добавляю: мечтаю о комфортабельном умирании в дружеском присутствии..."
Жаловалась: "Долги - 70+13+15+25 (разбитый чайник). Итого 123 руб. На ноги нужно, по крайней мере, 30-40 на паршивые тапочки, юбка - минимум 120... Уф! Откуда я возьму их? Явная утопия... Пора спать. Сундук короткий, ноги вытянуть нельзя и к утру они болят... И так уже много лет... Надо бежать, но куда? Где тот угол, в котором я могла бы писать без помехи, и где те люди, которые сумели бы помочь мне по-настоящему?.."
Невысокая, некрасивая, уже не рыжая, а седая, в не по размеру большом, да и обгорелом при каком-то пожаре ватнике, она взывала к старым знакомым: помогите, "пришлите хоть несколько рублей на пропитание". Увы, "рассыропится" (ее словцо!) лишь однажды и много позже, когда в одном из домов (на самой дальней улице), почти незнакомая ей женщина займет у кого-то и даст ей 20 рублей. Это вызвало шок: "Боже мой, - не верила себе уже матерая "зечка", - занять деньги, чтобы дать их человеку, которого впервые видишь. Нет, если есть христианство, если оно не бред и не миф, то я была объектом настоящего христианского подвига".
Потом восхитилась лишь Пастернаком, собратом по перу. "Уважаемый Борис Леонидович! - сразу же ответила ему. - Большое спасибо за 100 руб., переданные мне... Когда я Вам верну эти деньги - неизвестно, ибо положение мое катастрофично: нет даже временной работы". И дата: 22 мая 1941 год. Месяц до войны и 6 лет до нового, второго уже ареста!
Арестуют в 1947-м и вновь - по доносу. На этот раз от хозяйки, у которой снимала комнату. По ее словам эта, якобы поэтесса, в разговорах "не скрывала "враждебного отношения к социалистическому строю" и "клеветала на советскую действительность". В дело пошли даже изъятые черновики и уж совсем абсурдные обвинения. "По мнению следователя, - вспомнит потом, - я нарочно работала ночным сторожем, укрывая свой талант от родины". Логично ведь?! Ну, чтоб не писать стихов по ночам...
На суде защищалась как могла: "Я раньше печаталась и считаю себя писателем, - говорила в последнем слове. - Естественно, я была недовольна порядками в нашей стране и не была благодарна за то, что меня сажали в тюрьму, сломав мою литературную карьеру... Рукописи сохраняла для того, чтобы в дальнейшем их переработать... Но я не знала, что можно привлекать к ответственности за черновики..."
16 февраля 1948 года суд приговорил ее к 10 годам лишения свободы и поражению в правах на 5 лет. Этап в Абезь, приполярный лагерь спецрежима, где в разные годы сидели философ Карсавин, Николай Пунин, третий муж Ахматовой, Лина Прокофьева, жена композитора Сергея Прокофьева. В Абезе, по воспоминаниям Барковой, иные сходили с ума. "Ни шить, ни вязать, ни вышивать, ни смеяться, ни плакать, ни отойти на 10 метров от барака было нельзя, за все полагался карцер. Нас превращали в идиотов... Я отделалась неизлечимыми болезнями".
Но... Но зато у нее вновь пошли стихи - и какие!
Скука смертная обретает голос.
Птичьи звуки в бараке слышны.
Это радио. Дети лепечут,
Дети нашей счастливой страны...
Там, в Абезе, она написала более 100 стихов и поэму "Вера Фигнер". И опять - наизусть. Ибо знала: мысль изреченная - преступление!
"Прошу пересмотра обоих дел, - в этом вот доме, на Трубниковском, писала в 1956 году Генпрокурору. - Преступление и в первом случае и во втором было одно... Мысль. Разве мнения управляют миром? Разве мысль одного - никому неизвестного человека - могла хоть соринку забросить в государственный механизм? За "мнение", за "мысль" можно осудить любого, не исключая и того, кто в данный момент читает это заявление..."
Она, конечно, была права, она немедленно была реабилитирована, с нее были сняты все обвинения. Но кошмар судьбы ее был в том, что в Трубниковском, на свободе, она прожила 1 (один) год. Ибо в 1957-м, после ХХ съезда партии уже, в "хрущевскую оттепель", она - и опять за мысли, за стихи и прозу! - вновь была арестована. На 10 лет!
"Преждевременный человек" (Москва, Никитский б-р., 12)
Это была обычная фанерная посылка. А оказалась и причиной этого последнего, третьего ареста ее, и без преувеличения - настоящим посланием в вечность. Ведь то, что было под крышкой почтового ящика, переживет и меня, и вас, читающих эти строки...
Посылку эту Баркова отправила в Москву из Штеровки, села под Луганском, куда в 1957-м приехала к лагерной подруге Вале Санагиной. Вот в их дом утром 13 ноября и нагрянула вдруг милиция. Анонимка в органы сообщала: встают с зарей, чтобы слушать "Голос Америки", приемник не зарегистрировали, днями ругают власть, а по ночам чего-то пишут и пишут и, кроме того, - кота кличут Никитой, как Хрущева.
Обыск дома ничего "такого" не дал, но нашли квитанцию на посылку, а в посылке, которую перехватили, - сплошные рукописи. 5 толстых тетрадей, 6 ученических, 3 блокнота и 400 просто листов. Это были тексты, которые впервые опубликуют в 1992-м, через 15 лет после смерти Барковой, - повести ее "Как делается луна", "Восемь глав безумия", "Чужой человек", рассказы и сотни стихов.
Комиссия из пары местных журналистов и ст. преподавателя кафедры марксизма-ленинизма Луганского педвуза тогда же заключила: "Все материалы имеют антисоветский характер, чернят советскую действительность и своим острием направлены против соц. строя". Вот после этого "приговора" она и загремела на 10 лет, в Сиблаг, Озерлаг, Дубравлаг. За неопубликованные (!) книги. Впрочем, реакция на них даже "оттепельной" уже власти, пишет знаток ее творчества, говорила лишь об одном: они попали "в самое яблочко той мишени, в которую она метила".
"Бескомпромиссной" назовет Баркову питерская писательница Вербловская, спасшая ее от смерти в их последней "ходке". Именно она морозной ночью под Кемерово тащила несколько километров на двух связанных головных платках отставшую от колонны заключенных, севшую в снег, задыхавшуюся от астмы ("пусть меня, - прошептавшую, - застрелят") Баркову. Бескомпромиссной не потому даже, что и в третьем заключении она не боялась говорить правду, а потому, что почти всегда в этой "правде" обгоняла время.
Не знаю, не берусь спорить с Гумилевым - могут ли поэты управлять государством? Но уверен, самые талантливые из них каким-то чудом способны видеть будущее, становятся как бы преждевременными людьми. Скажем, вы читали, например, что это Олеша, а за ним и Сталин еще в 1932-м вдруг назвали писателей "инженерами человеческих душ"? Но это не так. Вспомните Баркову:
Отреклись от Христа и Венеры, но иного взамен не нашли.
Мы, упрямые инженеры новой нежности, новой земли.
"За такие попадания принято записывать в гении, - отметит, к примеру, это открытие покойный критик Лев Аннинский. - Попадание в термин потрясающее... Ведь "инженеры человеческих душ" узаконятся лет шесть спустя, когда Баркова будет уже гнить в лагере".
Все в ее жизни было преждевременно. И прежде всего - мысли.
В дневниках разных лет писала: "Фальсифицируют историю, науку, искусство, продукты, даже чувства. Потерян критерий для отличия действительного и иллюзорного". - "Марксизм, научный социализм разложились, в буржуазно-демократическом строе о "широкой демократии" тоже хорошего не скажешь". - "Мир сорвался с орбиты и с оглушительным свистом летит в пропасть бесконечности". - "Где верование, которое влило бы свежие силы в одряхлевшее, развратное, изолгавшееся человечество?" - "Атомная бомба в деснице, Евангелие в шуйце" - "Неужели исход - мировая катастрофа? Или - хуже? Значит, христианству и производным капитализму и социализму - конец. Что же? Что?.."
Даты этих записей неопровержимы, но написаны будто вчера. Я уж не говорю про книги ее, увидевшие свет через десятки лет после ее смерти. Ведь в них описала и распад СССР, и крах социалистического лагеря, и губительность научно-технического прогресса и - разрастание конфликта между Западом и Востоком. В них предсказала то, о чем мы только догадываемся пока: о том, что ХХI век будет не просто пародией - пародией на пародию минувшего столетия. Ибо править в мире будет "сапог вселенской пошлости"...
P.S. Ее освободят в 1965-м. Комнату на Никитском и пенсию в 75 рублей, словно откупаясь за страх публиковать ее, помог выбить Твардовский. Но умрет она в 1976 году не у себя - в больнице. Накануне кончины, пишут, выскользнет из палаты, сойдет с третьего этажа, доковыляет до выхода и - рухнет без сознания. Придя в себя, объяснит подбежавшим медсестрам: ей почудилось, будто она отстала в ночи от колонны заключенных и кинулась догонять ее. Въевшийся в шкуру ужас! Ведь отставание означало неумолимую смерть!..
Тюрьма не оставит ее и за гробом. Страшная символика, но урна с прахом ее займет в кладбищенской стене нишу N 58. Это номер, кто не помнит, той вечной статьи, по которой Анна Баркова отсидела почти четверть века и - треть, считайте, отпущенной ей жизни.
Совпадают у нас шаги.
Мы и жертвы, и провозвестники,
И союзники, и враги...
Мы все видели, так мы выжили,
Биты, стреляны, закалены,
Нашей родины злой и униженной
Злые дочери и сыны.
1952
Вячеслав Недошивин
Комментарии 3