Карьера Белосельского действительно была яркой и стремительной. Как утверждали злые языки (а может, оно и правда было так), в значительной мере продвижение Михаила Андреевича по службе было обусловлено покровительством царевны Екатерины Иоанновны. Впрочем, за увлечение Белосельским её мало кто осуждал.
Судьба царевны-герцогини оказалась крайне непростой. Она была выдана замуж за герцога Мекленбургского, однако из-за грубого обращения мужа вернулась на родину (фактически - бежала).
Вместе с ней приехала и маленькая дочь. Девочку в дальнейшем взяла на воспитание Анна Иоанновна, взошедшая на трон после Петра и его внука. По сути, дочь отлучили от матери, из-за чего Екатерина Иоанновна пыталась найти утешение рядом с Михаилом Андреевичем, к которому была очень привязана. О романе царевны и Белосельского упоминает стряпчий Егор Столетов, проходивший по делу Монса.
“Дело Белосельского”
Отношения с Екатериной Иоанновной складывались вполне благополучно, однако тень на репутации Белосельского появилась уже после смерти покровительницы. В 1736 году на Белосельского заводят дело в связи с распространением слухов о покойной сестре императрицы.
Исследователь Ю.Н.Смирнов в своём труде “Оренбургская экспедиция (комиссия) и присоединение Заволжья к России в 30-40-е гг. XVIII века” отмечает, что в обвинении указывались нелестные отзывы, раскрытие особенностей отношений личного характера с царевной и близкими ей людьми.
Князь был сослан в Оренбург, где занимался строительством судов, участвовал в водных и морских экспедициях. Конечно, в привычном для нас понимании этот образ жизни мало напоминал существование ссыльного, но в решении Тайной канцелярии указывалось, что Михаил Андреевич отправлен “на вечное житие” в Оренбург, то есть появляться в Петербурге ему было запрещено.Возвращение князя
В ноябре 1740 года он получил должность советника Экипажеской экспедиции, благодаря чему появилась возможность вернуться в столицу. Несмотря на годы ссылки и отсутствие царственных покровителей, Белосельский продолжал не менее успешно, чем прежде, строить карьеру.
В 1747 году он стал генерал-кригскомиссаром в Адмиралтейств-коллегии, которой к тому моменту фактически управлял. Благодаря ему появилось несколько флотских принципов, которых в России придерживались многие годы.
Именно Михаил Белосельский издал распоряжение, согласно которому служащим флота запрещалось ходить в партикулярной одежде. Благодаря генерал-кригскомиссару на флоте был введен белый мундир.
В 1749 году Белосельский передаёт все дела М. Голицыну, причём причина такого приказа неясна. Вот только через три года он снова сопровождал императрицу и предоставлял ей доклады о ситуации на море. Увы, жизнь этого человека оборвалась внезапно.
Комментарии 2