Откровения бывшей фанатки
Чему учит аниме, или «не всё то золото, что блестит».
Здравствуйте, дорогие друзья! Каких только тем не касались в рамках «Научи хорошему»! Популярные сериалы, мультипликация, продажный глянец, люди-бренды, скрытая реклама и многое другое. Но, кажется, была тема, которую раскрыли не полностью, не совсем оценив значимость этого явления в современной массовой культуре. Аниме – вот о чём сегодня пойдет речь.
Будучи ещё год назад анимешницей, могу с уверенностью сказать – несмотря на различия жанров, персонажей и сюжетов, техники рисования, почти все аниме делаются по узнаваемому шаблону, который копируется из раза в раз, закрепляя идеи, навязчиво внушаемые зрителю.
И я тут не говорю о том, что японские аниме якобы плоские и неинтересны, или сделаны без фантазии. Напротив, яркие миры, сильные эмоциональные моменты, комедийные персонажи (об этом чуть позже), драма каждого героя, запоминающиеся характеры со своими чудными особенностями, которых никогда не встретишь в реальной жизни - это всё присутствует в аниме, но есть и многое другое, что по неизвестным мне причинам не принято выносить на публичное обсуждение.
Чтобы продемонстрировать общую похожесть основных содержательных закладок в анимационной продукции разных жанров, я выбрала одни из самых популярных мультфильмов, в прошлом любимых мною и просмотренных от начала до конца, иногда даже по нескольку раз.
В мой список попали:
1. Комедийный многосерийный фэнтези-боевик и этти (раздевание девушек в самые неподходящие моменты) «Сказка о Хвосте Феи» (+16).
2. Комедийный фэнтези-боевик «Тёмный дворецкий» (16+).
3. Боевик-трагикомедия «Ангельские ритмы» (12+).
4. Комедийная повседневность «Кей-он» (6+).
5. Комедийная мелодрама «Очень приятно, Бог» (14+).
6. Комедийная мелодрама фэнтези-боевик «Бездомный Бог» (16+).
7. Боевик-драма «Токийский гуль» (18+).
8. Комедийный боевик «Наруто» (14+).
Все эти аниме узнаваемы и популярны, сделаны по наивысшим стандартам качества этого направления киноискусства, вокруг этих произведений сформирован положительный ореол в информационном поле. Но как это часто бывает, практически нигде нет информации о том, какие идеи и смыслы транслируют эти произведения в головы зрителей, проще говоря, чему они учат.
Давайте рассмотрим темы, которые, несмотря на общее различие сюжетов, присутствуют почти во всех аниме из приведенного мной списка.
Тема 1. Самоотравление.
Тема 2. Отношение к смерти.
Тема 3. Сатанизм.
Тема 4. Образ родителей.
Тема 5. Извращения и секс.
Тема 6. Феминофашизм.
Тема 7. Особенности рисовки.
Тема 8. Образ добра и зла.
Тема 9. «Трудности» перевода.
-— Тема 1. Самоотравление —-
Всегда смущало, почему в Японии - одной из наиболее активно борющейся с курением стране, в аниме тиражируются персонажи, которые сами себя регулярно отравляют алкоголем и табаком.
В качестве примера приведу здесь в прошлом мой любимый мультфильм «Сказка о Хвосте Феи». Это одна из культовых многосерийных картин комедийного жанра, без упоминания которой не обходится ни один список лучших аниме современности, которые должен посмотреть каждый уважающий себя любитель японской анимации. Это аниме знает весь мир. На какие языки оно только не переведено! А главная героиня – Люси Сердоболия (в русском дубляже озвучивающей компании Анкорда), блондинка с глубоким декольте, недавно стала одним из самых узнаваемых в Японии аниме-персонажей женского пола.
«Сказка о Хвосте Феи» рассказывает о девушке, которая мечтает стать богатой волшебницей и давать интервью модным журналам. Но, как назло, в гильдию волшебников, в которую Люси хочет попасть, просто так никого не принимают. Обязательно нужны связи и деньги. Девушка остаётся ни с чем до тех пор, пока не встречает паренька Нацу Драгнила, который и помогает ей попасть в гильдию. Дальше начинаются все их странствия и путешествия на 300 серий, а, может и больше.
«Хвост феи» представляет собой гильдию мечты, в которой герои могут спокойно употреблять алкоголь, драться с товарищами, заниматься развратом, крушить всё вокруг, курить и публично совершать другие непристойности, которые бы не сделал ни один нормальный человек, оказавшись на их месте. Такое поведение в аниме называется «свободой», в рамках которой герои как бы обретают себя, самореализуются, – на этих темах постоянно акцентируется внимание аудитории. Если же уйти от атмосферы праздника и веселья, формируемой сериалом, то по существу всё это больше похоже на бордель с вызывающе откровенно одетыми девицами, и по совместительству кабак и притон для преступников.
Почему они преступники? Да потому, что задача этих волшебников по найму помогать людям за деньги. Главных героев решительно не волнует, на какое дело они идут, лишь бы заплатили. И даже если ребята берутся за честную работу, они рушат всё на своём пути, бьют друг друга и веселятся от этого.
Сейчас я уже понимаю, что всё это является пропагандой праздного образа жизни, культа потребления, алкоголя, курения, разврата. Все это смакуется из серии в серию, крупным планом, с юмором и продуманной сюжетной линией каждого персонажа, заставляющей сопереживать герою. Но я начала смотреть этот сериал в 12 лет и тогда, естественно, весь антураж воспринимался мною совсем по-другому.
К сожалению, это главная особенность данного аниме – вроде бы герои положительные - весёлые, забавные, радостные, а по сути, ведут себя хуже, чем последние дегенераты. Разве что не убивают, а так полный набор качеств для начинающего бандита или, как минимум, инфантила и тунеядца. Хотя, поправлюсь, есть всё-таки в этом аниме кое-что стоящее: верность своим собутыльникам – товарищам по гильдии (сарказм).
Посыл зрителю: деградируй, пей, ешь, сладко спи и живи так, будто завтра не наступит! Пьянство, пошлость и разврат, безответственность, леность – признаки геройства. Вот чему в завуалированной форме обучает зрителей это аниме. Но чтобы это осознать, надо знать, каким образом экранные модели поведения влияют на нашу психику и мировоззрение.
Приведу пример, чтобы вы лучше представили всю низость пропагандируемых идей. В одной из недавних OVA (OVA – короткие серии с теми же персонажами, дополнения к событиям мультсериала, часто не связанные с общим сюжетом), на Новый Год члены гильдии споили алкоголем 12-летнюю девочку Венди ( https://youtu.be/HhOXE1S-xTU?t=12m25s ).
А в одном из блоков сезонов нам лучше раскрывают еще одного персонажа – милую алкоголичку и проститутку, которая в кадре всегда красуется в лифчике и в штанах. Больше на «барышне» ничего нет. Мало того, что Кана Альберона пьёт всегда и в любых ситуациях и не пьянеет (это её суперспособность), так ещё и шикарно выглядит, играет в карты и гадает. Таким образом, зрителю внушается идея нормальности постоянного употребления алкоголя, при этом об отрицательных последствиях самоотравления ничего не говорится.
Немного подробностей сюжета: в начале Кана показана несчастной девушкой. Её отец Гилберц - один из сильнейших персонажей этого аниме, развратничал направо и налево, и в результате одного из таких его гуляний родилась Кана, но Гилберц об этом не знал. Мать девушки вскоре погибла и Кана пошла в гильдию, в ту, где был её отец, но не говорила ему долгое время, что она - его дочь. Там её и научили и пить, и в карты «резаться».
Алкоголики есть практически во всех аниме, правда не так сильно бросаются в глаза. Где-то, например, в «Темном дворецком», «Бездомном Боге», «Наруто» – есть центральный персонаж-алкоголик, да и другие регулярно «культурно лакают». При этом их поведение, конечно же, не порицается. Где-то алкоголь и табак встречаются в эпизодических сценах, кто-то себе наливает, кто-то курит. Но, как и в «Сказке о Хвосте Феи», о негативных последствиях и аморальном поведении не упоминается.
-— Тема 2. Отношение к смерти —-
Точно не знаю, есть ли в Японии культ смерти, но в аниме его более чем достаточно. У персонажей некоторых популярных аниме смерть вызывает не чувство ужаса, страха, отторжения, а скорее радость, смех, улыбку, служит поводом для циничного чёрного юмора.
В аниме «Тёмный дворецкий» и «Ангельские ритмы» понятие культа смерти проходит лейтмотивом через весь сюжет. И если в «Тёмном дворецком» это хоть как-то оправдано и логично, ведь там описывается альтернативная Англия времён Шерлока Холмса, где много мрачных сцен и убийств и понятно, что создатели решили повествование цинично «смягчить», добавив юморка, то в «Ангельских ритмах» – это явно добавлено для пропаганды. Топорно, дёшево и сердито.
В «Ангельских ритмах» по сюжету школьники, которые погибли по вине Бога (да, сюжет полон богохульства и глумления над верой), попадают в место, где они всё ещё живут и доделывают какие-то дела, которые не смогли сделать в прошлом, пока были живы. Вроде сочувствуешь каждому герою картины, но персонажи не винят себя за какие-то поступки, из-за которых их и не стало, а осуждают Бога, который якобы сделал всё это специально, для издёвки.
Там удивительно цинично и гадко смеются над смертью, насилием и над всем, что связано с физической болью персонажей. Каждый, вдумайтесь, КАЖДЫЙ (!!!) из несчастных школьников погибает в аниме несколько десятков раз! Несколько десятков за 15 серий! Погибает весело, под музыку, с подробностями и со смехом. А потом встаёт и идёт дальше. А бьются они, только представьте, с ангелом, милой девочкой-тихоней, которая по сюжету выступает посланницей Бога. Так что это ещё и сатанизм в чистом виде.
Кстати, потом они и истинного Бога находят. И знаете, кем он был? Обычным мальчиком, обиженным на весь мир, которому было скучно и который создал целую вселенную, просто чтобы развлечься. Представляете, как будет вести себя человек, который сознательно или подсознательно примет такую картину мира?
Главные положительные герои тут также аморальны, как и в «Сказке о хвосте феи». Они ненавидят Бога и хотят ему отомстить за то, что он их погубил раньше времени, а ведь они толком-то ещё не пожили. И поэтому мстят ему, собирая отряд тех, кто будет протестовать против божьего мира и его законов. При этом по возрасту все персонажи – школьники. Они срывают уроки, и выглядит это буднично, как-будто бы по-настоящему, а не в какой-то альтернативной реальности: https://www.youtube.com/watch?v=pUqm4jyUU_E Отдельным пунктом также выделяем аниме «Токийский гуль», где все главные положительные герои... Покойники? Убийцы? Нет. Каннибалы. Они живут тем, что едят других людей. А те, кто их ловят, показаны злыми и бессердечными. Полицейские, которые хотят спасти всех от геноцида, как-будто бы, поступают отвратительно.
Главный герой Канеки - наполовину человек, наполовину каннибал, который пытается остаться человеком, ненавидя так называемого гуля/каннибала внутри себя? Дело заканчивается тем, что Канеки становится самым сильным гулем, лучшим из лучших, отринув нравственность и всё человеческое.
Смерть обычных людей в этом аниме показана обыденно - погиб человек и погиб, какая разница, а вот смерть каннибала возводится в трагедию, которая повторяется и повторяется из раза в раз в памяти персонажей, вызывая всё больше грустных эмоций. Степень манипуляции доходит до того, что авторы сами себя загоняют в ловушку и сбрасывают маски - смерть человека, который перебил тысячу гулей, показана радостно, долгожданно, хотя, во всяком случае, живьём он никого в жизни своей не ел и не пытался, просто выполнял долг полицейского. Зато какая трагедия была показана, когда убивали мать из семейства каннибалов на глазах у её дочери! Какая боль и драма! Кощунство, море слёз! А то, сколько эта милая женщина-мать людей съела, вроде как и не имеет значения. Вот такая серая мораль.
-— Тема 3. Сатанизм —-
Для японской мультипликации сатанизм - это вовсе не табу, а вполне себе допустимая фишка сюжета, которую часто используют те или иные авторы. Конечно, прямо об этом не говорится и не показывается (разве что только если образ всевышнего демона из преисподней иногда появляется в сюжете). Но с помощью метафор, каких-то деталей человек, который, так или иначе, знаком с религией, учует подвох.
И подводные камни в виде слов в «Ангельских ритмах» «…Всё, чего я хочу - это сразиться с богом. Если он на самом деле существует - это слишком несправедливо! Мы не сделали ничего плохого!» (вторая серия,15.31 -15.40) всего лишь вершина айсберга. Обычно же, чтобы завуалировать данную тему, показывают персонажа-демона, явно нечистую силу, которой сначала герои сопротивляются, но потом понимают, что с ней невозможно бороться, а можно… только присоединиться к ней. Именно так – присоединиться, чтобы он (бес, демон и т.д.) обрёл контроль над тобой, а не ты над ним.
Ярче всего эта тема прослеживается в любимом всеми «Наруто» - культовой японской картине, о которой слышали даже те, кто ни разу не видели и не смотрели аниме. Сюжет такой: паренька Наруто ненавидит и избегает вся деревня, в которой он живёт. У него нет ни друзей, ни родителей (это один из способов заставить сопереживать персонажу), но так случилось потому, что в нём сидит опаснейший демон, которого в него заключили. То есть, герой не виноват - он жертва обстоятельств (опять же, инструмент привлечения симпатий зрителей).
Конечно, сначала это страшновато выглядит – паренёк как будто одержим бесом, его изнутри раздирает на части, но потом он начинает приспосабливаться, учится жить с этим. Когда у Наруто начинаются приступы ярости, существо, живущее в мальчике, обретает над ним полный контроль и даже помогает победить нескольких врагов. Потом, конечно же, беса из Наруто временно изгоняют, и всё начинается по новой. Такой сюжет, подразумевающий тему одержимости демоном, помогающим решать проблемы, не может не настораживать.
Такая же ситуация с «Тёмным дворецким». Там мальчик на всю жизнь привязывает себя к бесу Себастьяну. После смерти главного героя нечистый, с которым он связан, по договору поглотит его душу. Несмотря на это, образ демона всячески идеализируется: он хорошо готовит, вежлив, обаятелен, красив, любит главного героя (и непонятно как - то ли по-дружески, то ли по-настоящему влюблён), в общем, показан в высшей степени привлекательным персонажем.
Сначала главный герой, как и Наруто, протестует. Он хамит бесу, делает всё, чтобы тот от него отстал (и его желания вполне понятны адекватному человеку), но потом... начинает с ним дружить. Присоединяется к нему и понимает, что всё равно лучше, сильнее, красивее и прочее-прочее, никого нет, кроме этого Себастьяна. По аналогии с сюжетом «Ангельских ритмов» здесь тоже ведётся борьба с ангелом. А под конец Сиэль, главный герой, сам становится демоном. Вот такой сатанизм в чистом виде, согласно которому зрителю через образ главного героя предлагается мысленно пройти путь от человека к демонической сущности.
Но на самом деле это вовсе не самый ужасный пример антиморали японской анимации. Есть аниме в этом плане гораздо хуже. «Повелитель тьмы на подработке» - очень популярное, узнаваемое, комедийное аниме, где главный герой... Кто? Правильно, дьявол. И он нормальный парень. Не антигерой. Просто дьявол и всё. Его отец - главный в аду. А есть и аниме «Синий экзорцист», где у главного героя отец тоже сатана. И таких примеров - тысячи по всей аниме-индустрии. Тема демонов и их крутости, суперспособностей очень популярна. Все их там любят и уважают.
В моей подборке в мелодраме «Очень приятно, Бог» главная положительная героиня влюбляется в демона, и он за ней ухаживает. Хотя по сюжету девушка является богиней, но кому какое дело, для пропаганды даже это неважно. Сказано, сделать идиллию для встречи с нечистым - сделаем!
-— Тема 4. Образ родителей —-
Какое бы вы аниме не включили, сколько бы не пересмотрели жанров, сюжетов, интриг, не найдёте ни одной (Хаяо Миядзаки не считается) картины, где у героев были бы нормальные, здоровые, живые родители, которые бы помогали персонажам, а не губили их.
Читать далее https://whatisgood.ru/tv/cartoons/vselennaya-anime-otkroveniya-byivshey-fanatki/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2