С нашей точки зрения, при оценивании шутки уместно ориентироваться на 2 критерия:
- Какие смыслы доносит шутка до аудитории. Это полезные или вредные смыслы, и как они повлияют на слушателей.
- Насколько шутка является смешной. Вызовет ли она у аудитории положительную эмоциональную реакцию.
При этом главным в этой паре определённо является первый критерий. Потому что второй определяет, насколько хорошо шутка будет принята (то есть это, условно говоря, «обёртка»), а вот «начинку», содержание и, как следствие, производимый на слушателя эффект определяет именно первый критерий.
Даже не очень смешную шутку, но при этом призывающую аудиторию задуматься о чём-то важном, вполне можно назвать хорошей, потому что она делает человека лучше, умнее, нравственнее. А вот очень смешную шутку, посыл которой поощряет, например, аморальное поведение, следует назвать плохой.
Потому что с высокой долей вероятности посыл подобной шутки пройдёт в подсознание слушателя (ведь лишь небольшой процент общества пока умеет защищать себя от деструктивного юмора), сохранится в его мировоззрении и вдобавок будет там окрашен положительными эмоциями – по сути, помечен как нечто хорошее и правильное.
Одна шутка, конечно, не сильно изменит человека, но если таких «кирпичиков» с аналогичным смыслом накопятся сотни или тысячи (добавьте к подобному юмору привлекательные образы из фильмов, клипов, песен, примеры окружающих и т.д.), то они обязательно начнут влиять на поведение человека. Особенно важно, что это влияние будет происходить с уровня его собственного подсознания, из-за чего оно даже не будет осознаваться самим индивидом.
Если вы попробуете объяснить такому человеку, что в его психике находится вредная для него информационная программа, например, поощряющая курение или употребление алкоголя, он вам не поверит и, скорее всего, скажет, что это его «свободный выбор», а юмор и прочее здесь ни при чём.
Поэтому если вы хотите быть добрым «программистом» как минимум для своего окружения, то всегда обращайте внимание на содержание того юмора, который вы транслируете своим близким. Для этого выявите смысл шутки, оцените его и задумайтесь над тем, как он повлияет на слушателей. Дополнительно обратите внимание на следующие факторы:
- обстановка, в которой прозвучала шутка;
- аудитория, на которую она нацелена;
- тематика, к которой привлекается внимание.
Выполнение всех этапов оценки позволяет сделать вывод о последствиях, которые повлечёт за собой распространение тех или иных шуток, и о том, какой эффект они оказывают. В зависимости от оценки этого влияния, можно охарактеризовать шутку «полезной/вредной» или «хорошей/плохой».
👉К посту для примера прикреплены два варианта одной и той же шутки - один с положительным посылом, другой - с отрицательным.
Идеальный вариант шутки (такие встречаются редко, но надо же знать, к чему стремиться) - когда следом за яркой эмоциональной реакцией возникает желание поразмышлять на поднятую актуальную тему. И логика этих размышлений уже может быть запрограммирована смыслами шутки в том направлении, которое позволит сделать правильные выводы. В таком случае положительный посыл не просто проходит фоном вместе со смехом и юмором на уровень подсознания, но и обдумывается с уровня сознания и тем самым гораздо лучше усваивается.
_________________
👉Отрывок из бесплатного учебного курса проекта "Полезный юмор"
Лекция 1: https://vk.com/@polezumor-v-chem-sila-umora Лекция 2: https://vk.com/@polezumor-algoritm-ocenki-umora Лекция 3: https://vk.com/@polezumor-kak-sozdat-soobschestvo ✅Вкладывать время в самообразование – это разумно!
#образование_полезный_юмор
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев