(Из отчётов участников Онлайн-Марафона "Осознанное восприятие информации")
Многие люди, смотря фильмы ужасов, не придают их сюжету особого значения и считают, что они несут исключительно развлекательный характер. «Ведь это всего лишь выброс лишнего адреналина. Страшилки на то и страшилки, посмотрели и забыли. Что плохого-то?» Что ж, давайте разберемся. Я не стану говорить о деструктивном влиянии фильмов и о методах пропаганды, так как проект "Научи хорошему" уже не раз поднимал эти темы.
За последние 20 лет Голливуд выпустил сотни фильмов-ужасов.
Обычно они строятся по следующему сценарию :
1) завязка истории (например: где-то, когда-то был совершен черный ритуал, в ходе которого было совершено ужасное убийство и теперь там живет зло)
2) временное затишье (например: обычная, простая жизнь какой-нибудь молодой пары или человека )
3) начало развития событий (занимает примерно 1/3 фильма ; например что-то происходит в доме, какой-то шорох, скрип, необъяснимые явления)
4) кульминация событий (здесь показана борьба с нечистью, например, экзорцизм)
5) развязка истории (добро или зло победило... Однако вновь показано затишье, напоминающие «Хеппи Энд»)
Прежде всего нужно сказать , что нельзя посмотреть фильм ужасов , не увидев сцен насилия, садизма , извращений, тошнотворных мерзостей . Это, к примеру , «ванна крови» , «сороконожка, выползающая из уха человека» , «тело, лежащие с полным ртом мух» , «голова, рука, нога, или другая часть тела лежащая в потайном ящике». Подобные сцены не столько пугают, сколько вызывают отвращение и позже привыкание. Если поначалу увидев «труп, вываливающийся с потолка» зритель вздрагивает, то при просмотре 10-ти подобных фильмов, уже нет той реакции испуга. Таким образом зрители подобных фильмов постепенно привыкают к образам мерзости и насилия, становятся менее чувствительными к страданиям окружающих, их чувство огрубляются.
Есть и другие аспекты:
Для того, чтобы фильм "Хоррор" получился более удачным, автор должен использовать красочный образ зла. На протяжении развития кинематографа авторы использовали разные образы, пугающие людей: это разные биологические монстры, аномальные существа, вампиры, ведьмы, маньяки-убийцы, демоны и нечисть и т.д. Кстати говоря, этот прием используют не только авторы фильмов ужасов. Однако со временем образ зла приедается, становится привычным и перестает пугать людей. Значит, образы зла становятся в восприятии многих обыденной вещью, не только не пугающей зрителя, но их возможно использовать в комедии и даже детском фильме.
Это можно рассмотреть на примере образа вампира, как зла.
В 1958 сняли фильм "Дракула", где он представлен как злодей, пьющий кровь и т.д.
Потом в 1992 сняли фильм вампир "Дракула", где он представлен как романтический персонаж, с трагедией в судьбе, но все же не без отрицательных качеств.
Позже вышел фильм "Интервью с вампиром", снятый в 1994 году. Том Круз и Брэд Питт - два замечательных актера, отлично исполнили свои роли.
Потом с 2008 начали снимать многосерийный фильм "Сумерки", здесь мы видим красоту вампиризма и много романтики. Эти серии фильмов весь мир посмотрел.
Затем фильм «Мрачные тени» (2012), это комедия с Джонни Деппом в главной роли. И вправду, что может быть смешнее вампира, пьющего кровь у группы молодых хиппи?
Потом фильм «Дракула» с Люком Эвансом в 2016 году. Очень привлекательный актер, хорошо справился с ролью. Там Колосажатель представлен в виде доброго семьянина, на плечи которого упала важная миссия, спасти королевство и семью. Там присутствует и драма, и красота, и любовь, и добро - от Цепеша . Так происходит постепенное размытие понятий добра и зла, когда образ вампира (по сути, образ паразитической сущности) наделяется положительными чертами.
В западной продукции часто можно встретить и образ Дьявола на экране. Это фильмы: "Синистр", "Обряд", "Заклятие", "Звонки", "Избави нас от лукавого", "Проклятие Анабель", "Астрал", "Последние изгнание дьявола", "Экзорцист" и т.д. Нередко дьявол выглядит достаточно элегантно и привлекательно, его играют первые голливудские звёзды.
В названных же фильмах основной способ борьбы со злом – это экзорцизм и спиритизм. Нельзя не заметить, что экзорцизм – крайне сложный церковный обряд, требующий особой душевной чистоты, спиритизм – это скорее колдовские знания, основанные либо на магии, либо на обмане. И спиритизм, и экзорцизм в таких фильмах ставятся примерно на один уровень. То есть тут продвигается мысль «что священник, что маг, без разницы…»
Нельзя не уделить внимания, какими изображаются священники в этих фильмах. Например в фильмах «Избави нас от лукавого», «Проклятие монахини», «Проклятие. Наши дни» священники ведут вольный образ жизни, курят и выпивают. А в фильме «Звонки» пастор церкви занимает место злодея-мучителя. Тот же образ «злого священника» есть в Российском фильме «Вий», снятом в 2014 году. Конечно, к религиозным институтам в обществе есть разное отношение, но системная дискредитация ВЕРУЮЩИХ людей в современном кинематографе наталкивает на определённые мысли.
Таким образом якобы борьба со злом и его приспешниками, проходящая центральной линией в фильмах ужасов - это лишь ложка мёда в бочке дегтя. И даже эта вроде как положительная составляющая постепенно проходит своё движение по Окнам Овертона. Уже сейчас существуют фильмы, где дьявол выступает не в роли зла, а в роли мудрого наставника или персонажа, помогающего главному герою. Или недавняя премьера - фильм "Хеллбой": здесь чертёнок выступает уже в роли главного положительного персонажа. Стоит подождать каких-то пару-тройку и люди будут спокойно снимать комедии и детские фильмы с участием злых духов в роли положительных героев. Я уверен, теория окон Овертона тут вполне сработает.
Итак, подведем итог. Современные фильмы ужасов, как жанр, нацелены на:
- Приучение людей к образам насилия, тошнотворных мерзостей и садизма;
- Постепенное размытие понятий добра и зла;
- Дискредитацию верующих людей;
- Пропаганду сатанизма и колдовства;
- Играют важную роль в развитии и идеализации образов нечисти (в том числе дьявола).
В этой ситуации возникает вопрос, почему российское государство в лице Фонда Кино регулярно спонсирует съёмки фильмов ужасов. Каким образом они вписываются в цели культурной политики России?
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2