«Эксплуатация», если речь заходит об эксплуатации человека человеком, обозначает паразитизм одних «людей» на труде и жизни других. Причём речь идёт не столько о спонтанных эпизодических актах паразитизма тех или иных одиночек, а о системообразующем паразитизме разного рода меньшинств на труде и жизни большинства, поддерживаемом и воспроизводимом в преемственности поколений на основе социальной организации (т.е. поддерживаемом культурой как информационно-алгоритмической системой), который вырастает из спонтанно-эпизодического паразитизма тех или иных индивидов.
Вне общественного объединения труда эксплуатация человека человеком невозможна. Для того, чтобы это явление возникло, необходимо, чтобы:
- имело место общественное объединение труда и распределение производимой на его основе продукции в обществе;
- труд был профессионально специализирован и труженики были не взаимозаменяемы в общественном объединении труда;
- общество было нравственно-этически неоднородным, вследствие чего устремления разных индивидов и социальных групп в нём конфликтны, что при неравенстве возможностей и способностей людей приводит к порождению системы «игр с ненулевой суммой»* и связанной с нею иерархией социальных статусов индивидов, семей, кланов, социальных групп.
Эксплуатация человека человеком в общественном объединении труда выражается в том, что:
- Оплата содержательно разного труда неравноценна, хотя жизненные — демографически обусловленные — потребности разных людей во многом содержательно идентичны, т.е. равноценны. Это следствие рыночного ценообразования в отношении профессионализма, выставляющего свой потенциал на продажу.
- Кроме того, общество признаёт за индивидами и социальными группами право на те или иные нетрудовые доходы.
Вследствие действия двух названных факторов существуют:
МАССОВЫЕ ПРОФЕССИИ,
- трудовая занятость в которых носит вынужденный характер (т.е. труд в них фактически рабский, поскольку работник так или иначе прямо или опосредованно принуждён к работе на условиях, которые он изменить не в состоянии и эти условия вследствие стремления работодателя к минимизации издержек далеко не всегда эргономичны), и оставляет минимум свободного времени, которого едва хватает для возобновления трудового потенциала самого труженика на протяжении его жизни (а достаточно часто не хватает и для этого, вследствие того, что люди работают на износ и в некоторых профессиях «сгорают» в течение нескольких лет) и практически не хватает ни для общения с родственниками и друзьями, ни для выработки и реализации активной жизненной позиции в выявлении и разрешении проблем общественной в целом значимости на местах и в масштабах государства;
- оплата труда в которых минимальна в том смысле, что позволяет при минимуме социальных гарантий удовлетворять в минимальном объёме жизненные потребности труженика, не всегда обеспечивая даже возможность создания им семьи и продолжение
«ПРЕСТИЖНЫЕ» ПРОФЕССИИ, оплата труда в которых превышает уровень оплаты труда в массовых профессиях в несколько раз, а трудовая занятость, хотя и носит вынужденный характер, но всё же более или менее согласована с биоритмикой и оставляет свободное время, бо́льшее, чем это необходимо для возобновления трудового потенциала труженика на протяжении его жизни;
ИЖДИВЕНЦЫ-НАХЛЕБНИКИ — индивиды и социальные группы, чьи нетрудовые доходы (т.е. доходы, не обусловленные непосредственно их профессионализмом и трудовой деятельностью коммерческого или государственно-служебного характера) находятся, как минимум, на уровне трудовых доходов в «престижных профессиях», а как максимум — многократно превышают их, благодаря чему представители этих социальных групп (владельцы тех или иных капиталов, и обладатели того или иного социального статуса, сопряжённого с правом на получение тех или иных рентных платежей):
- оказываются вне воздействия каких-либо социальных факторов, вынуждающих их трудиться на платной основе,
- обладают наибольшим объёмом свободного времени, которым распоряжаются по своему усмотрению — в лучшем случае некоторые из них по своей внутренней нравственно обусловленной мотивации занимаются общественно полезной деятельностью, которая не носит коммерческого характера (т.е. они трудятся бесплатно) и потому они инвестируют в неё свои нетрудовые доходы, возмещая тем самым свой долг обществу, а в худшем — в большинстве своём прожигают жизнь (с жиру бесятся), паразитируя на обществе и Природе.
Кроме названных социальных групп в обществах, где есть место эксплуатации человека человеком, имеются ещё:
- Криминалитет, представители которого избегают общественно полезной трудовой деятельности в силу разных причин и по-разному мотивируя своё «право на криминал». И хотя они не принадлежат к группе иждивенцев-нахлебников, обладающих легальным потребительским статусом, но в аспекте потребления в своём большинстве прожигают жизнь, как и легальные иждивенцы-нахлебники.
- Некоторая часть люмпенизированного населения, также как и криминалитет, стоящая вне общественного объединения труда. Её доходы носят паразитический характер и находятся на уровне доходов представителей массовых профессий и ниже. Однако в нравственно-этическом отношении эта группа идентична высшим слоям иждивенцев-нахлебников и отличается от них только меньшей «отёсанностью культурой» и уровнем образованности.
Устойчивость любой исторически сложившейся системы эксплуатации человека человеком требует выполнения ряда условий, а именно: чтобы людей стало возможно эксплуатировать, они предварительно должны быть угнетены, иначе говоря, должны быть созданы обстоятельства, в которых:
Врождённый потенциал личностного развития эксплуатируемых был бы пониженным в сопоставлении с врождённым потенциалом личностного развития эксплуататоров (на это работает культ необходимости удовлетворения разного рода деградационно-паразитических потребностей в эксплуатируемых слоях общества).
Люди не могли бы реализовать свой потенциал развития в силу невостребованности в определённые жизненные периоды (на это работает подавление института семьи в среде эксплуатируемых вплоть до полного его уничтожения, что вызывает к действию на последующие поколения фактор, характеризуемый поговоркой «Не научился Ванечкой — Иван-Иванычем не научишься»).
Люди не могли бы освоить знания и навыки (в том числе и вследствие воз-действия факторов 1 и 2), позволяющие им войти в сферу управления, чтобы заменить злоупотребляющих разнородной властью управленцев (на это ра-ботает система образования, которая предлагает разные образовательные стандарты и программы для эксплуатируемых и эксплуататоров).
В общественно-экономических формациях, в которых эксплуатация человека человеком — норма жизни, существуют общественные институты, которые обеспечивают упреждающее угнетение и извращение развития подрастающих поколений (как в аспекте подавления биологического здоровья (фактор 1), так и в аспекте невостребованности в соответствующие возрастные периоды (фактор 2) потенциала способностей данных ребёнку) с целью осуществления их последующей эксплуатации.
Поэтому:
- ликвидация всякой эксплуатации человека человеком это — не написание и введение в действие законов об «общественной собственности», «запрете эксплуатации человека человеком», провозглашение на уровне конституции принципа «труд свободен» и т.п.,
- а ликвидация системы предварительного угнетения и извращения личностного развития, что необходимо для обеспечения всестороннего и полного личностного развития всех. Элементом этого всестороннего и полного личностного развития общества является всеобщая управленческая грамотность по отношению к жизни общества в разных его аспектах: «всякая кухарка должна научиться управлять государством».
*«Игра с ненулевой суммой» — термин раздела математики, именуемого «теория игр». Обозначает игру, правила которой построены таким образом, что выигрыш возможен только для одного из множества участников игры (индивидуального или корпоративного) вне зависимости от того, какие стратегии игры выбирают и реализуют другие участники общей игры.
Подробнее о явлении эксплуатации человека человеком можно прочесть в работе: https://maxpark.com/community/politic/content/1623617
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4