В советской системе образования были созданы целые серии материалов, которые позволяли в различной форме выработать системное мышление. Причем делалось это в разных формах, в том числе и в игровой.
Мы предлагаем вам самим попробовать свои силы в развитии системного мышления посредством инструментов советской системы образования.
Глядя на картинку попробуйте ответить на следующие вопросы:
Много ли времени осталось до новолуния?
Скоро ли наступит ночь?
Какое время года на рисунке?
В какую сторону течет река?
Судоходна ли она?
С какой скоростью движется поезд?
Давно ли прошел здесь предыдущий поезд?
Долго ли будет двигаться машина вдоль железной дороги?
К чему должен подготовиться водитель?
Есть ли здесь поблизости мост?
Есть ли в этом районе аэродром?
Легко ли машинистам встречных поездов тормозить состав?
Дует ли ветер?
Ответы, а самое главное – причинно-следственное обоснование пишите в комментариях.
Если проанализировать алгоритмику создания такого рода задач, применив к ним системный анализ (о системном анализе мы писали ранее – https://vk.com/feed?w=wall-82197743_1162767 ), то выявляется вполне определенная система – формирование у обучающегося системного мышления. Это обусловлено тем, что все части задачи связаны между собой, в них отсутствует неопределённость. Кроме того, получить ответ можно путем рассуждения, что приводит к диалектическому методу познания. Такое системное мышление способно выявлять течение процессов и видеть место частности в процессе.
Другими словами, советская система образования была заточена на воспитание и подготовку человека-творца – интеллектуально самодостаточного и в меньшей степени подверженного манипуляционному влиянию.
Если исходить из того, что восприятие любой информации представляет собой процесс «перенимания» заложенного в информацию алгоритма, то восприятие системной информации формирует системное мышление. В то время как восприятие, пусть даже в качестве отдыха внесистемной информации разрушает сложившееся в психике системные связи.
Поэтому, чем больше вы отбрасываете внесистемной информации и заполняете свое время системной, тем выше у вас будет развито системное мышление.
После длительной и системной работы с информацией в таком ключе вы вырабатываете «фильтр» на пустую и внесистемную информацию.
Для тех, кто хочет заниматься развитием системного мышления, мы создали сборник задач и упражнений на развитие системного мышления (объем 372 страницы А4. Более 25 направлений и 20 приемов для развития способностей. Множество задач на развитие инверсии мышления, 190 задач на поиск системных закономерностей, более 850 текстово-логических задач, более 30 визуально-логических задач, более 280 графически-логических задач и др.).
Наиболее результативно будет вначале освоить методологию (так как задачи призваны закрепить алгоритмику), которая не только избавит вас от якорей, которые мешают вам мыслить, принимать решения, но и разовьют алгоритмику, следуя которой вы сформируете в психике системное мышление.
Более подробно можно узнать о методах и приемах по развитию различных способностей ребенка из книги, которую можно получить по ссылке (осталось менее половины тиража). https://www.ozon.ru/product/bystree-umnee-tochnee-ili-osvoenie-potentsiala-razvitiya-cheloveka-avtor-ne-ukazan-242345099/
https://vk.link/whatisgood2 Старт 25 апреля.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев