Прочитать полный текст обзора на фильм можно по ссылке: https://whatisgood.ru/tv/films/film-posledniy-bogatyir-2017/ ...Как уже было сказано, в фильме задействованы известные персонажи русских сказок и былин, часть из которых можно считать классическими идеалами мужественности и женственности.
Классические идеалы мужественности – это, конечно, три богатыря Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, являющиеся людьми высоких добродетелей: добра, силы, дружбы, любви к Родине, отваги, ума, справедливости и т.д. Классические же идеалы женственности – это Василиса Прекрасная/Премудрая и Варвара-краса, длинная коса (известный персонаж из одноименной сказки Александра Роу, который, по сути, повторяет Василису из народной сказки «Василиса Премудрая и Морской Царь»). Василиса и Варвара – образы идеальных женщин, прекрасных, добрых, умных, скромных, заботливых, владеющих ремеслами (Василиса) или стремящихся к этому (Варвара учится рукодельничать) и т.д.
И, как и в случае с добром и злом, по части идеалов женственности и мужественности в «Последнем богатыре» также проведены целенаправленные манипуляции и подмены.
Вместо трех богатырей – три негодяя
Отличные мужские ролевые модели, три русских богатыря, полноценно и намеренно дискредитированы «Диснеем» в данном фильме.
Богатырь № 1: Илья Муромец
Илья Муромец почти полностью выведен за пределы происходящего в истории. Смоделирована совершенно неадекватная ситуация, что он подло предан своим товарищем, Добрыней Никитичем, и легко побежден его женой Варварой, которая обращает его в камень. Битва добра со злом в истории происходит помимо него и в конце после снятия заклятья он просто принимает её результаты (=поражение добра, смешение добра и зла, остановку борьбы против нечисти – руками собственного сына!). Также стоит отметить, что визуально Илья Муромец изображен гораздо более слабым по сравнению с традиционным образом.
В сюжет также введена своеобразная манипуляция для унижения данного фольклорного персонажа. Илья Муромец дискредитируется через образ одного из второстепенных героев, который скрыто связывается с ним схожей внешностью. Илью Муромца играет актер с характерными «мешками» под глазами (=добавляет визуальному образу слабости и пассивности). – и одного из воинов Варвары также играет актер с «мешками» под глазами. Данного воина в течение истории несколько раз акцентированно унижают и выставляют слабаком: внимание зрителя обращается на то, как малодушно он боится Бабы Яги, когда ту приводят в темницу / во время побега злодеев из темницы он также мелькает в массовке с растерянным, испуганным видом / во время похода в поисках беглецов воин наступает на зелье Бабы Яги, из-за чего порастает мхом, а нос его трансформируется в ветку с цветком. Варвара смотрит на него в этот момент уничижительно, как на дурака.
Так как данный герой имеет внешность, очень схожую Илье Муромцу, подсознание зрителя соотнесет этих двух героев и воспримет их похожими и по своим качествам. Таким образом, помимо того, что силами диснеевских сценаристов Илья Муромец изображен в вялом теле, напоминающим пыльный мешок / предан своим товарищем и побежден женщиной / «застывает в камне» и ничего не может поделать в борьбе против сил зла / он ещё и скрыто представлен зрителю трусливым, слабым и ничтожным по характеру через второстепенного героя. Также не стоит забывать, что по версии «Диснея» Илье Муромцу пришлось оставить своего сына Ивана, что благородства его образу тоже не добавляет.
Богатырь № 2: Добрыня Никитич
Добрыня Никитич уже подробно описывался в первой главе. Этот идеал мужества русских былин изображается здесь отрицательным персонажем – предателем своего соратника и друга, Ильи Муромца, завистником, бабником, безумным и алчным бандитом. Визуально он также выглядит отталкивающим и неприятным. Победитель Змея Горыныча, в конце этой истории герой погибает силами сына Ильи Муромца, Ивана / того же Змея Горыныча, которого выпускает Иван / и Кощея Бессмертного – двух ярких воплощений зла.
Богатырь № 3: Алёша Попович
Третий классический образ мужества – Алеша Попович, как и Илья Муромец, почти не участвует в разворачивающихся событиях. Герой присутствует в начальной сцене, где его побеждает и обращает в камень Варвара, а позже появляется в иллюстрациях, демонстрирующих воспоминания Кощея.
Как и Илья Муромец, этот богатырь тоже скрыто дискредитирован, но в другом направлении. Неприятно говорить, но Алёша Попович через подтекст представлен… гомосексуалистом. Метафора сформирована следующим образом:
– В начальном эпизоде Алеша Попович скачет на белом коне. Чуть погодя оказывается, что это не настоящий конь, а заколдованный чародей Светозар. Иначе говоря, Алеша ехал верхом на мужчине.
– В том же эпизоде в боевых сценах Алеша Попович кидает стрелу в ягодицы одному из воинов Варвары. При этом он лукаво усмехается (=позитивные эмоции от «взаимодействия» с мужчиной, в котором специфически участвует заднее место).
– На воине, в ягодицы которому стрелял Алеша, в фильме далее акцентируется внимание зрителя. В сцене презентации новых доспехов Добрыня говорит, что использовано слишком много золота, он «не баба» для такого, и говорит примерить доспехи этому воину. Воин выглядит в них очень радостно, что демонстрирует его женственность (Добрыне не понравились доспехи = я не баба / воину понравились = понятно… «баба»). При этом воин выглядит женственным также и визуально – у него пухлые губы и румянец.
– Возвращаемся в начальный эпизод. После того, как Алёша Попович весело кидает стрелу этому румяному баба-воину в ягодицы, перед ним появляется Варвара. Помимо того, что богатырь убегал от неё (=мужчина убегает от женщины), здесь происходит следующее: Варвара с помощью магии делает меч Алеши Поповича мягким и «обвислым», на что тот смотрит недовольно (=негативные эмоции от взаимодействия с женщиной + символ «поникшего» мужского начала…).
– Далее в анимированных воспоминаниях Кощея появляется изображение сказочного камня на распутье, на котором традиционно написаны пояснения о дорогах прямо, налево и направо. У каждого направления и пояснения нарисовано по богатырю с «атрибутом». Так как Кощеем устно упоминалось, что Илья Муромец силу спрятал, а Добрыня Никитич – бессмертие, то первый на камне изображен в направлении налево с мечом (=прячет силу), а второй – в направлении направо с кристаллом (=прячет бессмертие). Следовательно, оставшийся третий воин в направлении прямо – это Алеша Попович.
На этой картинке, судя по написанным словам, Алеша представлен с конем. Однако реально это изображение не коня, а человека в коленно-локтевой позе. Таким образом, второй раз акцентируется, что Алеша Попович «ездит» на человеке (аналогично его поездке верхом на Светозаре в начале фильма).
Собираем метафору воедино: диснеевский Алеша Попович «ездит» верхом на мужчинах (показано дважды) + кидает с улыбкой «стрелу» в ягодицы мужчине, который является женственной «бабой» + убегает от женщины + женщина делает его «меч» висящим, «неактивным» + взаимодействие с женщиной, в отличие от мужчины, для него неудовлетворительное, удручающее (эмоции героя в сцене). В итоге всё это составляет вполне читаемое сообщение, что данный герой – «активный» ****.
Тем самым, бинго. Все три русских богатыря оказываются дискредитированными и униженными. Илья Муромец – окаменевший слабак, допускающий победу злых сил, да ещё и руками собственного потомка / Добрыня Никитич – самовлюбленный бандит и предатель / Алеша Попович – ****, катающийся на мужчинах и атакующий их ягодицы. Ну, просто слов нет, чтобы описать восхищение данным «возрождением русских традиций» от «Дисней»!
Что ж, очевидно, что таким героям – слабым, отталкивающим, завоевателям мужских «спин» – зрителям-мальчикам и парням подражать не захочется. Какие тогда образы предлагаются им как идеалы и примеры для подражания в «Последнем богатыре»? Это три других мужских образа в фильме – главный герой Иван, Кощей Бессмертный и Водяной. По сути, это они – новые «три богатыря» взамен прежних униженных. Вполне понятно, что новое «добро» (=зло) требует выступающих за него новых «богатырей» (=злодеев).
Новый богатырь № 1: Иван Найденов
Про Ивана было уже достаточно подробно сказано в начале статьи. Иван манипулятивно предлагается зрителю как богатырь и «герой нашего времени». Это нечестный человек, крупно обогащающийся на обмане, «гопник», циник, трус. Для того чтобы такой герой хоть как-то привлекал зрителя, ему добавили пару положительных черт: смекалку (обезвреживание стражника мобильным телефоном, пляски с Тролльшей, идея выпить воду в колодце), а также умение посочувствовать (сопереживание мальчику в коме и Василисе). Но, очевидно, негативные стороны в герое являются преобладающими и определяющими.
Стоит также добавить, что воспитание детей по образу данного героя облегчит реализацию в обществе описанного в первой главе «алгоритма зла». Именно такие испорченные люди, схожие Ивану из «Последнего богатыря», и являются «богатырями зла», укрепляющими позиции деструктивных явлений и феноменов в мире.
Новый богатырь № 2: Кощей Бессмертный
Традиционный образ зла в русском фольклоре, Кощей, у «Диснея» оказывается «добрым злодеем», наделенным многими положительными чертами. Да, он убил своего учителя / тысячу лет мучил людей в Белогорье, пока правил ими / он живой мертвец, которого можно расчленять и собирать назад / он обманывает других ради собственной выгоды (просит помочь с восстановлением власти зла в стране, хотя реально его интересует возврат артефакта со своим бессмертием). И вместе с этим Кощей – благородный и мудрый лидер, умеющий вдохновить на подвиг, готовый к самопожертвованию, визуально привлекательный. Из всех мужских героев он выглядит наиболее достойным. Если «богатыря» Ивана периодически унижают на экране, о чем будет сказано в главе о женских персонажах, то богатырь Кощей предстает исключительно величественным и авторитетным, что определенно притягивает больше зрительских симпатий. А, значит, и больше стремлений подражать от юной аудитории.
Новый богатырь № 3: Водяной
Водяной замыкает комплект новых «богатырей», являясь третьим положительным мужским героем в фильме. Как упоминается, при власти Кощея в Белогорье Водяной регулярно получал в жертву красавиц от людей. Судя по его сладострастному виду и тому, что все красавицы пропали, можно догадаться, что он с ними делал. Визуально представлен отталкивающим существом с зеленой скользкой кожей.
На примере Водяного наиболее хорошо заметно, что злодей по определению не может быть добрым. Первую половину истории он работает на общее дело лишь только за извращенную плату – получение красивой женщины. Его характер никак не развивается на протяжении истории, он всё время проявляет себя озабоченным и корыстным. Однако в ключевой момент Водяной из каких-то неизвестных побуждений жертвует собой ради команды. Выглядит этот поступок Водяного крайне неправдоподобным, неубедительным и нелогичным, противореча его характеру. В целом, такая неправдоподобность мотивов характерна и для Ивана с Кощеем, неизвестно по каким причинам спасающим в финале команду.
Стоит также взглянуть и на фоновых второстепенных мужских персонажей. Все они, аналогично трем русским богатырям, выставлены слабыми, малодушными, пугливыми и неприятными.
Удивительно, но и в унижении богатырей «Дисней» продолжает уже начатое. Так, в «Красавице и чудовище» (2017) можно увидеть аналогичный очерненный образ воина – Гастона. Как и Добрыня в «Последнем богатыре», Гастон является мужественным героем-защитником Родины (по сути, тем же богатырем), и при этом представлен неким инфернальным злом, безумствующим, самовлюбленным и погибающем в конце в борьбе с демоническим персонажем (=богатырь Добрыня погибает в битве с Кощеем / воин Гастон – в битве с дьяволоподобным принцем). Получается, что уже как минимум второй фильм «Дисней» целенаправленно отпугивает зрителей от ролевой модели мужественного защитника Отечества, от благородного воинства. Два раза – это уже систематично. Так что можно сделать вывод, что дискредитация и очернение мужества и защиты Родины – это одна из новых стратегических идей «Диснея» к распространению.
Теперь взглянем на образы женских персонажей.
Вместо премудрой и прекрасной – агрессивные злодейки-амазонки (-)
В женских образах «Последнего богатыря» также прослеживается манипулирование сознанием зрителей. Если в сказках-первоисточниках Василиса и Варвара были добрыми, женственными, любящими, нежными кудесницами, то здесь это донельзя омужествленные солдафонки, занятые «раскидыванием» мужчин в многочисленных боях. Показательно, что длинная коса Варвары-красы из сказки Роу здесь представлена оружием! Некой электрической плеткой, которой героиня всю дорогу, отталкивающе оскаливаясь, яростно хлещет мужчин.
Важно отметить, что оба центральных женских образа «Последнего богатыря» объединяет не только воинская занятость, но и перестановка их авторами на сторону зла. В русских сказках эти героини были положительными. Здесь же Варвара-краса представлена злодейкой, образ которой завязан на патологическую жажду насилия и власти, а Василиса является «скрытой» злодейкой, ведь она преданно служит Бабе-Яге и Кощею Бессмертному. В русских сказках Василису спасали от данных отрицательных персонажей, здесь же она спасается ИМИ и в ответ спасает их. Василиса ради своих злых благодетелей даже готова отдаться на «поругание» Водяному. То есть, по сути, Кощей и Баба-Яга выступают здесь как сутенёры Василисы Прекрасной! Просто шикарное возрождение русских традиций!
Также этот «инновационно-возрожденческий» образ колоритно дополняет скудная, отталкивающая речь. За всю историю Василиса произносит всего около пятнадцати реплик, большинство которых звучит мертво и примитивно («Зачем он нам?», «Как мы теперь до меча доберемся?», «Не знаю, жаба какая-то», «А ты не хочешь остаться здесь?», «Что-нибудь придумаешь?», «Отвлеки его», «Не переживай, понравишься» и т.п.), и произносятся грубым голосом без какого-либо выражения. Среди этой лексической пресности появляется и парочка сленговых выражений, ещё больше режущих слух («Ну, чё, богатырь? Иди свою силушку покажи», «Дура я, что тебе поверила»).
Для повышения привлекательности Василисе добавили немного женственности и нежности (=две сцены, где раскрывается беда героини, и она выражает себя чувствительно), но общую ситуацию это нисколько не спасает.
В целом, персонаж Василисы можно свести к следующей формуле: ловкая воительница, побеждающая толпы мужчин + служение злодеям вплоть до готовности стать ради них проституткой + периодическая сентиментальность + полторы скучных реплики неприятным голосом + типаж и стиль главной героини другого диснеевского кино – Рей из «Звездных войн».
Читать далее: https://whatisgood.ru/tv/films/film-posledniy-bogatyi ..
Оглавление
1 Подмена понятий добра и зла (-)
1.1 Аморальная личность как пример для подражания и великий избранный (-)
1.2 Трансформация известных сказочных персонажей: добрые становятся злыми, злые – добрыми (-)
1.3 Сюжет-метафора: молодежь на стороне зла (-)
2 Образы мужественности и женственности (-)
2.1 Вместо трех богатырей – три негодяя
2.2 Вместо премудрой и прекрасной – агрессивные злодейки-амазонки (-)
3 Ставка на юмор (-)
4 Сленг и ругань (-)
5 Внимание «Диснея» к России (-)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев